Один из современных модных разделов фотографического искусства.
Справедливости ради, надо сказать, что ранее это называлось «медленное кино», или «замедленная киносъемка». И только сравнительно недавно, уже в век цифровой фотографии, это искусство перешло в разряд фотографических, и очень полюбилось фотолюбителям.
В интернете вы без проблем найдете тысячи самых невероятных таймлапсов, просто наберите в поисковике «таймлапс» или «timelapse». Часто таймлапс называю по-русски – «интервальная съемка». Несколько интересных, на мой взгляд, ссылок вы найдете в конце этого урока.
В качестве учебного видео мы используем этюды снятые мной и моим сыном Антоном (14 лет).
Видео 1.
Видео 2.
Технология съемки проста: снимаем кадр каждые несколько секунд (или минут), а потом складываем их подряд в видеофильм. Получается мультик.
Что нужно сделать
Ставим камеру на штатив.
Отключаем автофокус и наводим резкость вручную.
Режим экспозиции «М» - вручную. Выставляем по встроенному экспонометру или «по готовой картинке».
Включаем интервальную съемку, например, через 2 секунды.
Запускаем всю систему, снимаем, охраняем, чтобы не тряслось.
Отснятые файлы сгружаем в программу видеомонтажа. Делаем из них «мультик».
Вот и все! Очень просто. Попробуй, у тебя получится!
А теперь подробнее
Научите вашу камеру снимать самостоятельно через некоторые интервалы времени.
Самый простой способ, купить специальное устройство, которое подсоединяется к фотоаппарату и автоматически им управляет.
Другой способ. Камеры Canon можно запускать с компьютера с помощью программы, которая есть в комплекте с каждым фотоаппаратом Canon – «EOS Utilities».
Рис. 1
Вот так выглядит окно управления фотоаппаратом.
Рис. 2
В некоторых камерах Nikon есть встроенное управление.
Используем большую флешку, так как нам необходимо будет записать несколько тысяч файлов.
Ставим фотоаппарат на крепкий штатив. Очень важно, чтобы штатив не качался. Еще важнее, чтобы мимо никто не ходил. На Видео 2 смотрите ошибку на четвертой секунде. Кто-то проходил мимо и нечаянно задел штатив.
Качество файла выставляем:
JPEG. Для особых изысков можно RAW, но обрабатывать будет значительно труднее.
Размер максимальный. Из большого сделать маленький всегда можно.
Ручной баланс белого обязательно.
Отключаем автофокус и наводим его вручную. Для пейзажей и неба, чаще всего объектив выставляется на «бесконечность».
Экспозиция в режиме «М». Диафрагму установить в зависимости от сюжета. Подробнее об этом смотри статьи о Глубине резкости. Выдержку подгоняем по экспонометру или опытным путем, делая пробные кадры. Обращайте внимание на размер выдержки. В зависимости от сюжета, это может быть важно. Тогда придется «поиграть» чувствительностью (ISO).
Выбираем интервал съемки
По опыту, обычно 2-4 секунды.
Иногда этот интервал полезно высчитать. Например, мы снимаем движущиеся ночные огни, как на Видео 1. Засеките, за какое время автомобиль со светящимися фарами проезжает определенный участок дороги, скажем, пересекает весь кадр.
Допустим, 30 секунд.
Если мы сделаем интервал 2 секунды: 30 сек. разделим на 2 сек. = 15 кадров на проезд этого автомобиля. Стандартное видео содержит 25 кадров в секунду. Получается, что автомобиль пересечет весь кадр меньше, чем за полсекунды. Изображение автомобиля или света от его фар окажется быстрой черточкой, как падающая звезда.
Значит, если вы хотите сделать движение более плавным, необходимо уменьшить интервал съемки.
Обратите внимание! Интервал находится строгой зависимости от выдержки.
Пример 1. Интервал 5 секунд. Выдержка 10 секунд. Большинство фотоаппаратов отсчитывают интервал от предыдущего «нажатия», что вполне логично. В нашем случае окажется, что следующий кадр необходимо сделать раньше, чем отэкспонировался предыдущий. В результате, следующий кадр будет сделан сразу после отработки предыдущего, т.е. через 10 секунд, а не через 5.
Пример 2. Интервал 1 секунда. Но у нас очень медленная флешка, и мы решили снимать RAW. Оказалось, что камера обрабатывает и записывает кадр целых 5 секунд. Все эти 5 секунд камера будет ждать, и сделает снимок только после окончания записи, т.е. через 5 секунд, а не через 1.
А если мы сложим события первого и второго примеров, то получится, что следующий кадр будет снят вообще через длительное время, отработка экспозиции плюс время записи, это нам не подходит.
Рассчитывая интервал, необходимо так же учитывать следующее.
Стандартное видео - 25 кадров в секунду. Значит, чтобы на готовом видео прошла 1 секунда, вам надо сделать 25 снимков. Для 10 секунд видео – 250 снимков. Для 30 секунд – 750 снимков.
При этом можно учесть, что при монтаже вы сможете ускорять видео, например, вложив в 1 секунду 50 снимков. Но вы не сможете вложить в одну секунду меньше 25 снимков, потому что это будет заметно, появится дергание картинки, неплавное перемещение.
Так же имейте ввиду, что длинные однообразные сюжеты люди не будут смотреть. У телевизионщиков считается, что план нужно менять не реже, чем через 7 секунд. По опыту скажу, что 20 секунд тянуть можно только если камера на вашем видео меняет положение, т.е. сама движется.
Кстати, эффект движения камеры часто делается из статичных съемок уже в программе видеомонтажа. Для этого и нужны файлы размером больше, чем размер экрана видео.
Однако, существуют специальные устройства, рельсы, по которым движется камера, управляемая компьютером. Это удел профессиональной съемки и мы не будем сегодня такие подробности рассматривать.
Баланс белого
Баланс белого нужно выставлять вручную. Прочтите в инструкции к фотоаппарату, как это делается. Это делается быстро.
Если баланс оставить на автомате, то цвет картинки может меняться, особенно, если таймлапс снимает продолжительное время.
Посмотрите Видео 2. Обратите внимание на мерцание картинки, это хорошо видно по фону. Такое мерцание может возникнуть:
Когда вы снимаете длительное время, и меняется освещение. Например, разный свет из окна в разное время суток.
Когда у вас включен автомат экспозиции.
Когда у вас включен автомат баланса белого.
Если все кадры получатся одинаково не правильного цвета, то это можно исправить быстро с помощью, так называемых сценариев в фотошопе или других программах. Если ли же кадры будут разного оттенка, придется обрабатывать каждый вручную, но вы все равно не сделаете их одинаковыми.
Как обрабатывать отснятые кадры, и как собрать из них видеофильм - в следующей статье.