ГЛУБИНА РЕЗКОСТИ
Измеряемый в метрах (от и до) диапазон резко изображаемого пространства. Объекты вне этого диапазона будут выглядеть нерезкими. Глубина резкости зависит от установленной диафрагмы: чем больше закрыта диафрагма, тем больше получается глубина резкости и наоборот. Наименьшая глубина резкости - при полностью открытой диафрагме. Глубина резкости зависит и от фокусного расстояния объектива. Короткофокусный объектив дает большую глубину резкости. При съемке с близкого растояния (мактросъемка) глубина резкости уменьшается.
Большинство объективов имеют шкалу глубины резкости. На рисунке изображена шкала объектива Helios-44M-4 фотоаппарата Зенит.
В ситуации на рисунке резкость фотоаппарата наведена на какой-то объект на расстоянии 2,5 метра. Выставлена диафрагма 11.
По шкале глубины резкости мы видим, что все предметы, которые окажутся на расстоянии от 1,7 до 4 метров будут на снимке достаточно резкими.
Ниже представлены фотографии сделанные с разной глубиной резкости. Резкость наводилась на кончик авторучки.
|
|
Еще две фотографии, кликнув на картинке, вы сможете увидеть ее крупно.
Черно-белая фотография снята с закрытой диафрагмой и при этом объекты на снимке достаточно резки на довольно большом расстоянии. Обратите внимание на резкое изображение девушки на переднем плане и на достаточно резкий дорожный знак на заднем плане, без него фотография была бы менее интересна. На этом снимке большая глубина резкости.
Цветок снят с открытой диафрагмой и поэтому все объекты за ним оказались не резкими и практически полностью слились, создав интересный фон. Видно даже, что некоторые части самого цветка тоже не достаточно резкие. Глубина резкости на этом снимке минимальная.
Супер! Вы знаете, даже до моего домашнего жирафа дошло!!! :-)
Благодарю, полезная статья. Раньше не мог определять глубину резкости по шкале на объективе, тут сразу понял. Огромное спасибо, наглядное пособие. Рекомендую новичкам!!!
Что значит короткофокусный объектив? Объективы бывают разные и их "короткофокусность" уже не изменить? P.S. нужно было еще написать, что для портретов нужно ставить большую диафрагму, из-за чего бы фон был размытый, а для пейзажей ставить маленькую (от 8), чтобы все объекты пейзажа имели одинаковую резкость. Удачи!
Для Женя: короткофокусный объектив - это широкоугодльный, с коротким фокусом, например 20мм. Длинно фокусный, наоборот, с длинным фокусом, например, 100мм. Бывает еще среднефокусный - около 50мм - это примерно так как видит человеческий глаз.
По поводу какую диафрагму нужно ставить для каких съемок, это очень размытый вопрос, так как главное, что вы хотите изобразить. Иногда и для портрета нужна диафрагма 32.
Андрею Попову: Андрей, Вы очень талантливый человек! Более того, рассказать ТАК доходчиво тоже нужно уметь. Обязательно куплю Вашу книгу. Спасибо.
тема не раскрыта! ....как высчитывать диафрагму при разных фокусных растояниях? например если обьектив 150мм сколько надо поставить диафрагму что б всё было резго и от какого расстояния.
Для teraZoid: Фокусное расстоянеи влияиет на глубину резкости, но формулу вывести вам не получится, а если и получится, на практике будет все совсем по другому. Каждый объектив рисует как ему положено. Одинаковые параметры на разных объективах дают разную картинку. Совет: снимайте больше - поймете ваш объектив и будете без формул делать правильно.
ДЛЯ Андрей Попов с другом нашли формулу и на основе её написали программу для мобилки...хожу считаю помогает....и это немного старо что вы сказала по поводу снимайте - я не собираюсь делать миллион снимков и понять что то ...когда могу сделать меньше снимком и понять что то быстрей обладая информацией
Мне повезло что я нашла Ваш сайт-это та информация которую я искала.Спасибо !
Андрею------А почему вы даже и не вспомнили о взаимозависимости диафрагмы и выдержки, это очень важно!
Для Алена Б.: Выдержка никак не влияет на глубину резкости.
А как поступать, если объектив не имеет шкал (например Nikon D40). Как мне понять какую ставить диафрагму, чтобы предмет на определенном растоянии был резким, а все остальное размытым???
На зумах не может быть таких шкал. Только на фиксах!
А если есть только вот такой зум-объектив, то вопрос остается... как выбирать значение диафрагмы в каждом конкретном случае?
Повторюсь: Фокусное расстоянеи влияиет на глубину резкости, но формулу вывести вам не получится, а если и получится, на практике будет все совсем по другому. Каждый объектив рисует как ему положено. Одинаковые параметры на разных объективах дают разную картинку. Совет: снимайте больше - поймете ваш объектив и будете без формул делать правильно.
Долго искала сайт, чтобы все было написано доступным языком. Много полезной инфо нашла у Вас. Спасибо!
Для Виктория. 1.Диафрагму открываешь на полную (в режиме М естественно), 2.Отключаешь автофокус. 3.Зум на максимальное приближение. 4.И ножками фокусируешься на объект съемки. Все, задний фон размыт. Не так как пленка конечно, но...
Андрей, хорошая статья! Некоторые комментарии повеселили))
>но формулу вывести вам не получится, а если и получится, на практике будет все совсем по другому. бредятина. читай матчасть. всё считается, формулы (точные и приближённые) на каждом электронном столбе висят. объектив каждый, действительно, рисует по-своему. но на глубине резкости это никак не отражается. это разные вещи, хоть и растущие из одного и того же места.
если нитересно, то одна растёт из апертуры и фокусного расстояния, вторая - из скорректированности аберраций. вся зависимость этих двух явлений в том, что чем больше апертура, тем сложнее скорректировать аберрации. не более того. соответственно у разных линз глубина резкости одинаковая (и тривиально считаемая), а рисунок индивидуален (очень плохо, но считаемый)
Посчитать можно все что угодно. Вселенная только выглядит хаотичной, на самом деле в природе все закономерно. И любой объектив тоже можно просчитать. Мало того, производитель сначала рассчитывает, а уж потом запускает в производство. Но есть одна загвоздочка - надо знать как это считать!
Отличная статья, благодарю автора. Благодаря ему появилась уйма свободного времени. Теперь читаю книги и играю в онлайн игры
Реклама 2: