Принадлежности: экран из белой материи размером 0,75x1,25 м, кусок картона 1х1 м и кусок белой легкой материи по размеру окна.
Наилучшим освещением для достижения хороших результатов при использовании предельно простого орудования является естественный свет от окна. При фотографировании в комнате с одним окном производят подсветку теневых частей лица экраном, располагая его на расстоянии 0,5-1,5 м от объекта съемки. Чем ближе находится экран к портретируемому, тем больше выравнивается освещенность лица, тем мягче становятся переходы светотени.
Рекомендуется пользоваться верхне-боковым светом, поэтому нижнюю часть окна можно прикрыть куском картона.
В яркий, солнечный день, когда прямой солнечный свет из окна интенсивно освещает лицо, окно следует завесить легкой белой тканью.
Если комната имеет два окна, расположенные под углом, то одно из них можно использовать в качестве основного источника света, а другое в качестве дополнительного. В этом случае освещенность лица регулируют перемещением портретируемого по комнате.
Хорошая фотография может быть получена, если человек сидит или стоит боком к окну (30-60°) в 1,2-1,5 м от него. Фотокамера размещается как можно ближе к окну и обращена объективом во внутрь комнаты, причем так, что оптическая ось перпендикулярна плоскости окна.
В качестве фона можно использовать элементы обстановки, находящиеся не в фокусе фотокамеры. Заполнение светом теней осуществляется установкой белых картонных отражателей или даже листов газет и регулировкой их положения. Для отличных результатов хорошей резкости, достаточной глубины резкости и минимальной зернистости можно рекомендовать применение пленок с очень высокой светочувствительностью в фотокамерах большого формата.
Если необходимо естественное освещение помещения, например, когда портретируемый должен быть показан в естественном окружении, например, на кухне, в рабочем кабинете, то вполне удовлетворительным является освещение, которое обычно используется в этом помещении. Объект передвигается до тех пор, пока не будут выявлены наиболее благоприятные условия освещения, а затем производится фотографирование. Так как выдержка, скорее всего будет длительной, штатив поможет получить резкое изображение.
Некоторые способы портретной фотографии могут быть использованы для фотосъемки людей в процессе производственной деятельности. Один из способов предполагает фотографирование объекта при существующем освещении, если его уровень достаточно высок, а чувствительность фотопленки и конструкция объектива обеспечивают возможность достаточно коротких выдержек. В этом случае не требуется специальных приемов, достаточно быть уверенным, что важные элементы сцены не скрыты тенями или не заслонены другими людьми или предметами.
Если необходимо «остановить» объект, можно применять лампу-вспышку. Метод освещения со вспышкой, расположенной непосредственно на фотокамере, позволяет получать удовлетворительное изображение практически во всех случаях, хотя из-за качества освещения изображение будет не особенно выразительным. Следует хотя бы использовать отражатель укрепленный на вспышке. Его делают из белого картона. Вспышку направляют вверх, а отражатель привязывают так, чтобы он отбрасывал свет на объект съемки.
Этот снимок сделан с помощью
картонного отражателя на вспышке.
Пленка Kodak Gold 400. Камера "Киев-19". |
Более качественный результат может быть получен с применением двух небольших идентичных и синхронно работающих электронных вспышек, расположив их на расстоянии 1 2 м друг от друга. Главный источник света располагается так, чтобы осветить объект наиболее подходящим образом. Дополнительный источник света помещается очень близко к объективу сверху или с одной из его сторон и предназначен для заполнения теней светом. Для получения хорошего баланса освещения главный источник должен быть в два раза ближе к объекту, чем дополнительный источник. Однако для освещения тесно расположенных объектов необходимо разместить главный источник света так, чтобы лучше всего осветить объект, а дополнительный источник света экранировать одним или двумя слоями бумаги или кальки. В результате этого интенсивность света от источника заливающего света будет меньше интенсивности света от главного источника света.
Например, если главный источник света поместить на расстоянии 2 м от объекта, то источник заливающего света дает хороший эффект с расстояния 3,5 4,5 м. Однако, если фотокамера и укрепленный на ней дополнительный источник света находятся ближе к объекту, скажем в 1,5 м от него, то аналогичный световой баланс получится, если прикрыть источник света двумя слоями бумаги.
Реклама 2: