Закон взаимозаместимости, или закон Бунзена - Роско
Правильное экспонирование предполагает знание закона взаимозаместимости. Согласно этому закону, для любой пленки с заданной светочувствительностью большая выдержка при малом относительном отверстии эквивалентна малой выдержке при большом относительном отверстии. Схематически этот закон поясняется на рисунке.
Для получения той же экспозиции пленки при уменьшении выдержки на одну ступень необходимо открыть диафрагму на одну ступень, и наоборот. Используя школьную формулу, можно сказать, от перемены мест слагаемых, сумма не меняется.
Закон взаимозаместимости справедлив всегда, за исключением тех случаев, когда фотографирование объекта производится либо с очень малой, меньше 1/1000, либо с очень большой выдержкой, больше 1 с. Если приходится работать с такими выдержками, то необходимо для используемой пленки экспериментально установить величину дополнительной экспозиции. Следует иметь в виду, что информация, которую дают изготовители пленки относительно отклонений от закона взаимозаместимости, часто бывает неточной.
При работе с черно-белыми пленками при больших выдержках полезно увеличить экспозицию за счет длительности выдержки или расширения относительного отверстия на половину или одну ступень при выдержках порядка 1 с, одну-две ступени при выдержке 10 с или две-три ступени при выдержке 100 с. При работе с цветными пленками следует избегать отклонений от закона взаимозаместимости, так как поправки будут неодинаковы для различных эмульсионных слоев, и это может привести к нарушению цветового баланса изображения.
Есть только один небольшой, но весьма существенный, нюанс. От значения диафрагмы зависит глубина резкости. А от выдержки глубина резкости никоим образом не зависит. Уменьшение отверстия диафрагмы влечет за собой автоматическое увеличение глубины резкости. Если потребуется, могу обьяснить смысл мною сказанного. С уважением, Руслан.
Объясните.
да-да. объясните.
ГРИП - на диафрагме 1,4 или 1,8 не все лицо в зону резкости попадает, не говоря уже о фоне, а при 16 или 22 например - резким и фон получится если он не очень далеко.
Да, совершенно верно. Но здесь мы не говорим о глубине резкозти, это рассматривается в других статьях (см. оглавление). Качественный снимок и в творческом и техническом плане можно получить только если принимать во внимание много факторов, и выдержку, и диафрагму, и фокусное расстояние, и расстояние до объекта и т.д. Поэтому мы рассматриваем много факторов в разных статьях. Фотограф же должен использовать их все.
Можно еще с ISO поиграть. В идеале, конечно, ночью брать какой-нибудь хороший фикс, штатив и неплохую камеру. Потому как зависимости простые: выдержка/размазанность, диафрагма/глубина резкости, ISO/шум.
Реклама 2: