Фотоаппаратом "Зенит" нельзя делать несколько экспозиций на один кадр, не предусмотрено конструкцией. Это позволят, однако делать фотоаппарат "Смена 8М", и картинку он делает вполне приличную, вполне сравнимую с современными "Зенитами". Конечно, имеется ввиду старая "Смена", та в которой еще стояла настоящая оптика из кварцевого стекла. К сожалению, сейчас в "Смены" вставляют далеко не лучший пластик. Для своих съемок я использовал современные профессиональные импортные камеры, которые очень облегчают жизнь фотографа.
Что же делать, если "Зенит" уже есть, а другая камера пока только в мечтах. Советский фотограф - это стиль жизни. Советский фотограф может то, о чем не догадывается даже инженер японской фирмы, проектирующий фотоаппараты.
Итак, делаем несколько экспозиций на один кадр фотоаппаратом "Зенит".
Сразу оговорюсь, что далеко не всякий снимок, доступный хорошему импортному фотоаппарату, может сделать "Зенит" даже с помощью "советского" фотографа.
Сюжет первый. "Восьмирукий семи…"
Вы, наверное, видели фотографии, сделанные на дискотеках, когда один человек как бы раздваивается или даже утраивается и т.д. Как это сделано? Вариант первый. У вас есть вспышка с возможность стробоскопической съемки, очень удобна для таких случаев. Вам достаточно установить длинную выдержку, например, 4 или 2, нажимаете на кнопку и все. Однако не в каждом Зените есть такие выдержки. Тогда лучше всего поставить фотоаппарат на штатив, подключить спусковой тросик и отработать такую выдержку вручную. Если у вас все же нет стробоскопической вспышки. Тогда ситуация усложняется. Вам придется найти того, кто будет вам позировать. Такой снимок лучше делать в темноте. Устанавливаете фотоаппарат на штатив, подключаете спусковой тросик, выдержка "В". Вспышку держим в руках или на втором штативе. Ставите человека в поле съемки (это может быть и любой предмет). Открываем затвор, нажимает на кнопку вспышки. Вспышка вспыхивает и делает, таким образом, первую экспозицию. Человек меняет позу, или, скажем, меняет положение рук. Вспыхиваем еще раз. И так любое количество раз.
Сюжет второй. Комбинированный снимок.
Это то, что мы обсуждали при съемке фейерверка.
Такой снимок будет удобнее делать не зеркальной камерой, а, например,
"ФЭДом". Ставим фотоаппарат на штатив. Некоторые фотоаппараты имеют
возможность зафиксировать кнопку спуска в нажатом положении. Если
такого в вашей камере нет, придется придумать, как вы зафиксируете
кнопку в нажатом состоянии. Проще всего заклинить тросик с помощью
скотча.
Для удобства, если вы снимаете в достаточной темноте, можно открыв крышку, прикрыть объектив листом черной бумаги. Отодвигать его в нужный момент будет удобнее, чем снимать крышку.
Надо иметь ввиду, что бесконечное количество экспозиций на один кадр делать нельзя, т.к. негатив окажется пересвеченым. Второе, можно снимать и не в полной темноте, но тогда ваша вспышка должна быть достаточно мощной для того, чтобы вы могли сильно закрыть диафрагму. Вообще, о диафрагме, я сознательно ничего не говорил, так как ее придется подбирать для каждой пленки и в каждом конкретном случае. Точность подбора диафрагмы зависит от вашего опыта. Так же надо использовать более качественную пленку с большой фотографической широтой.
При съемке салютов фотоаппарат необходимо фокусировать вручную на бесконечность. Расстояние до летящих ракет достаточное большое. Но в кадр могут попасть или будут специально включены по замыслу фотографа другие, более близкие объекты, например, дома и люди. Расстояние до всех этих объектов разное, для этого и нужна большая глубина резкости.
Глубину резкости мы можем получить, если закроем диафрагму, т.е. поставим большое число диафрагмы на фотоаппарате. Глубину резкости мы получим при съемке короткофокусным объективом, чем короче фокус, тем больше глубина резкости.
Получается, что при использовании короткофокусного объектива, мы можем не закрывать диафрагму, т.е. пропустить через объектив больше света. При этом возможно использование коротких выдержек.
Что касается выдержки, то от ее длительности будет зависеть длина следа, который оставит горящая ракета. Ее подбирают в каждом случае, и каждый фотограф руководствуется своими творческими замыслами.
Для совсем "чайников" совет - начните с 30, затем уменьшайте число, т.е. увеличивайте время экспозиции.
Извините, но попахивает конкретной мудистикой. Получается что в режиме "В" после первой "вспышки" кнопку всё ещё надо держать пальцем, до следующей, а если она будет через 2ва часа?! ...или я что-то не понимаю... Её как-то можно блокировать, Ведь если её отпустить кадр перелестнётся? Если уж речь идёт о некой "ЛОМОграфии" так там имеет смысл купить за 150 — 200 руб смену и не вытворять глупости с фотоаппаратом на котором инженеры специально придумывали ситему что бы люди кадры проматывать не забывали.
Ухерхсен, вы читали не внимательно. Прочтите текст еще раз.
Ухерхсен! Читай! Цитирую: "Если такого в вашей камере нет, придется придумать, как вы зафиксируете кнопку в нажатом состоянии. Проще всего заклинить тросик с помощью скотча."
Реклама 2: