|
||||||
Сегодня в номере: | ||||||
|
||||||
|
||||||
ПортретПортреты у большинства фотографов являются первыми кадрами. Казалось бы, тут все просто... ан нет! Портрет — один из наиболее сложных жанров фотографии! ПРИМЕЧАНИЕ При разговоре о портретах, в первую очередь, естественно, подразумеваются изображения людей. Но и птицу, и собаку, и верблюда можно сфотографировать так, что получится самый настоящий портрет. Надеюсь, вы со мной в этом согласитесь. Главное в портрете — передать сходство, а для этого при съемке нужно уловить характерное, непринужденное выражение лица портретируемого, его естественную позу. Добиться этого непросто: каждый человек может быть очень разным, поэтому «поймать» ключевое в его облике непросто, да и подобрать параметры снимка — задача не из легких... Приходится «ловить» выражение лица и поворот головы фотографируемого, управлять выбранным освещением и положением фотоаппарата — каждый из этих факторов может как поспособствовать правильному созданию образа, так и помешать. ВНИМАНИЕ Полная и точная фиксация максимального количества черт актуальна только при съемке на документы или для опознания — такие снимки портретами считаться не могут. При съемке портрета очень важно передать не внешние признаки во всем их многообразии (или не только их), а характер и чувства человека. Мы будем понимать «портретное сходство» как перенос на изображение узнаваемого отражения наиболее характерных черт человека. Портретом называют любую съемку человека, а не только фотографирование его лица (то же справедливо и в отношении животных). Портреты подразделяются на несколько типов — в зависимости от того, какая часть фигуры попадает в кадр. Однако в любом портрете, независимо от типа, лицо «солирует». Весьма выразительным, но редко используемым фотолюбителями типом портрета является крупный план — изображение фрагмента головы . Это столь же сильный, сколь и необычный изобразительный прием, при котором зрителя от основных «говорящих» фрагментов лица (глаз, губ, носа) ничто не отвлекает, ведь в кадре отсутствует даже прическа (а также одно или оба уха, части щек, шея и другие весьма выразительные фрагменты) (рис. 5.22).
Рис. 5.22. Съемка фрагмента головы — сильный изобразительный прием, особенно актуальный при фотографировании детей (у них чистая здоровая кожа, выразительные черты и яркая мимика) Традиционным для портретной съемки является фотографирование лица («головной портрет»). В этом случае лицо на снимке присутствует целиком, иногда в кадре наличествуют также детали фона. Разумеется, снимок должен быть выразительным, эмоциональным — едва ли кто-то назовет «портретом» фотографию для документа. При съемке по грудь («погрудный портрет», также известный как «бюст») кадр включает изображение плеч и шеи — деталей не столь выразительных, как лицо, но позволяющих много рассказать о человеке, добавив образу естественности, узнаваемости и выразительности. Изображение человека по пояс («поясной портрет») обычно выполняют, чтобы включить в кадр руки — «второе лицо», которые также могут раскрывать внутренний мир портретируемого: его темперамент, эмоциональное состояние, а зачастую и профессию (рис. 5.23).
Рис. 5.23. Примерка шляпки: включенные в кадр руки усиливают выразительность портрета ПРИМЕЧАНИЕ Кисть руки, присутствующая в кадре (как сама по себе, так и вместе с запястьем), способна усилить выразительность портрета. Наиболее выигрышно смотрятся руки, снятые со стороны мизинца. Иногда практикуют изображение человека по колено («поколенный портрет»), которое может быть выполнено при положении модели стоя или сидя, причем, как видно из названия, нижняя граница кадра при этом должна проходить чуть ниже колен. Не рекомендую прибегать к нему без острой необходимости. Если уж портретируемого нельзя снимать во весь рост (например, на нем в данный момент некрасивая или нечищеная обувь), то лучше сделать поясной портрет — поколенный часто выглядит как ошибка кадрирования. Наконец, возможен портрет в полный рост , который позволяет показать не только лицо, но и телосложение, одежду и осанку человека, которые также могут сказать о нем очень и очень многое. Съемка группового фотопортрета , на котором в поле кадра присутствует несколько человек, довольно сложна. Нужно или следить за несколькими разными людьми, или управлять ими (рис. 5.24).
Рис. 5.24. Снимается групповой портрет Проследите за тем, чтобы люди, объединенные портретом, не выглядели напряженно и сохраняли естественные позы (однако позы и выражения лиц людей на групповом портрете не должны заметно «противоречить» друг другу), но при этом не заслоняли друг друга. Избегайте однообразной установки группы «рядами»: чем дальше снимок от «официоза», тем лучше. Вовсе не обязательно, чтобы все смотрели в объектив: разные повороты головы и направления взглядов оживляют снимок группы. Следите только, чтобы люди не моргали и не шевелились в момент съемки, даже сохраняя непринужденность мимики и поз. Как и во всех других направлениях фотографии, к получению портрета есть два подхода: «репортажный» и «постановочный» . Репортажный портрет — результат «фотоохоты на человека». Фотограф наблюдает за портретируемым, по возможности не привлекая к себе внимания и стремясь уловить наиболее выразительные естественные выражения лица, позы, мимику и жесты. Существуют два подхода к получению репортажного портрета: метод привычной камеры (человека снимают так много и часто, что с некоторого момента он уже перестает обращать на это внимание) и метод скрытой камеры (в этом случае фотографируемый не подозревает о факте съемки, например, с большого расстояния) (рис. 5.25). Рис. 5.25. Впервые на Красной площади С одной стороны, «подглядывать» проще, чем выстраивать портрет: когда человек не позирует, он зачастую выглядит гораздо лучше. Однако в «репортажных» ситуациях фотограф почти не может влиять ни на освещение, ни на фон, да и выбор точек съемки у него ограничен. При получении постановочного портрета фотографируемый знает о том, что его снимают, и активно включен в творческий процесс. Это расширяет возможности фотографа, но и создает ему определенные проблемы. При постановочной съемке необходим контакт между фотографом и его моделью; по сути, они представляют собой команду, работающую над решением общей творческой задачи. Установить контакт бывает непросто, но и решает он далеко не все. ПРИМЕЧАНИЕ При налаженном с моделью контакте можно сделать многое: например, скорректировать прическу, детали одежды, косметику. Многим людям настолько сложно быть собой перед камерой — а это необходимо для хорошего портрета, — что «работа моделью» может у них и вовсе не получиться. Отметим актуальность принципа «если безобразие нельзя предотвратить, его нужно возглавить»: если человек не может «быть собой» перед камерой, пусть он играет! Пусть войдет в желаемый образ, в котором, возможно, лучше проявит свои черты (рис. 5.26).
Рис. 5.26. Многим нравится играть перед камерой: «бравый капитан» пяти лет Естественности постановочному портрету добавляет выражение эмоций: задумчивости, веселья, печали, удивления, озабоченности и т. д. (рис. 5.27). Очень важно, чтобы эти эмоции не выглядели наигранными или нарочитыми, утрированными. Эмоцию нужно вызвать (оставим этот процесс вне рассмотрения, поскольку он имеет отношение к психологии, а не к технике съемки; однако овладеть «стратегией и тактикой» работы с моделью должен стремиться даже фотограф-любитель) и успеть зафиксировать в желаемой фазе. Интересно «ловить лицо» человека, не только находящегося «внутри» одной эмоции, но и в момент перехода от одной эмоции к другой.
Рис. 5.27. Искренняя эмоция украшает любой портрет ПРИМЕЧАНИЕ Если говорить о «портретах» животных, то следует признать, что проще всего фотографировать свого собственного питомца — ведь вам хорошо известны его повадки и любимые места. Очень часто бывает, что фотографии вашего любимца никому, кроме вас, не интересны... Тем не менее, немного спланировав съемку, можно получить такой портрет, который и сам по себе является впечатляющим (рис. 5.28). Особенности съемки портретаВыбор точки съемки при работе над портретом весьма важен. Принято считать, что для съемки фрагментарного или головного портрета наилучшим будет расположение камеры на уровне глаз модели, для получения поясного — на уровне подбородка, для поколенного — на высоте груди, а для портрета во весь рост — на уровне пояса. Однако вполне возможны и другие варианты, неклассические. Мы уже говорили о том, что использование низкой точки съемки возвышает объект, делает его монументальным, однако интересные эффекты могут быть достигнуты и другими способами. Например, при съемке фрагмента или лица целиком расположите камеру на уровне лба портретируемого (чуть выше уровня глаз), попросите человека поднять глаза на объектив — и получите весьма выразительный портрет.
Рис. 5.28. Один из лучших портретов кота Митьки Хороших результатов можно достичь, снимая с низкой точки . Таким образом вы поместите объект на фон неба, который всегда выигрышный (рис. 5.29). Однако при этом не забывайте использовать точечный экспозамер, «указывая» соответствующей точкой в поле кадра, что камере нужно подобрать экспопараметры так, чтобы были проработаны детали на более темном объекте (портретируемом), а не на более ярком фоне (небосводе). В большинстве случаев хороший результат дает взгляд портретируемого, направленный прямо в объектив (но это не означает, что лицо должно быть повернуто строго анфас!). При рассматривании снимка у зрителя возникает подсознательное желание ощутить контакт с изображенным, а это легко достигается, когда человек со снимка «смотрит вам прямо в глаза». В ряде случаев, особенно при съемке в профиль или «в три четверти», взгляд в объектив выглядит нереалистично. Снимок, на котором человек, изображенный полубоком или боком, смотрит в сторону, а не в объектив, подсознательно воспринимается зрителем как более естественный: у человека, рассматривающего такой портрет, создается ощущение, что портретируемый не знал, что его фотографируют. ПРИМЕЧАНИЕ Изображение на портрете должно нравиться не только разглядывающим его людям, но и самому портретируемому! Человек сам себя по-настоящему никогда не видит (наше восприятие корректирует даже изображение в зеркале). Мы привыкли воспринимать себя как некую комбинацию двух образов — реального и желаемого, идеального, а фотоаппарат из этого набора «видит» только один образ — реальный! Отсюда и проблемы с восприятием собственных портретов... Фотографу нужно «помогать» камере, чтобы она фиксировала не только изображение внешности человека, но и некое отражение его личности. Согласитесь, задачка нетривиальная!
Рис. 5.29. Портрет котенка на фоне неба Обратимся к освещению . Наихудшим вариантом является фронтальное освещение, «убивающее» рельеф и делающее изображение плоским (сказанное справедливо и для естественного света, и для искусственного, например, создаваемого встроенной вспышкой камеры; в последнем случае зачастую бывают различимы даже блики от частичек кожи). Лицо на портрете должно быть живым и естественным, а для этого ему следует быть, как минимум, объемным. Оно не должно выглядеть, как лунная поверхность, равномерно залитая солнцем или с резкими тенями. Поэтому для съемки портрета используют разные варианты освещения. Снимая в «полевых условиях» — ведь у большинства фотографов-любителей нет собственной студии, — ни в коем случае не стоит располагать портретируемого под лучами открытого солнца! Люди обычно весьма охотно позируют, подставив лицо солнечным лучам и улыбаясь ясному небу... Однако вряд ли кого-то устроит портрет, на котором залитое солнцем лицо кажется плоским, а глаза сильно прищурены! Поэтому располагайте человека в тени, причем таким образом, чтобы у него перед глазами не было ярких объектов (напомню, очень ярким объектом является и ясное небо!). ВНИМАНИЕ Будьте осторожны, делая портреты на улице зимой: низкая температура иногда непредсказуемо изменяет цвет лица и отдельных его частей. Если разрумянившиеся от мороза щеки обычно смотрятся неплохо (но не всегда, далеко не всегда!), то покрасневший нос или алеющие уши способны превратить в шарж даже самый лирический портрет. Старайтесь выбирать ситуации с мягким освещением, в этом плане хороши облачные дни. Однако и при мягком естественном свете на лице человека будут присутствовать заметные тени (под бровями, носом и подбородком), которые нужно подсветить. Для подсветки можно использовать вспышку (по возможности уменьшив мощность ее импульса), а можно — отраженный свет, направленный снизу. Для естественной подсветки снизу расположите человека рядом с водоемом (например, у фонтана) или усадите за стол со светлой столешницей либо покрытый белой скатертью. Роль подсветки снизу великолепно сыграет свет, отражающийся от слоя лежащего на земле снега. Можно осветить лицо человека боковым рисующим светом (например, соответствующим образом развернув его к лучам заходящего солнца). Это позволит по линии носа «разделить» лицо, чтобы «затенить» некоторые его фрагменты и привлечь внимание к выделенным светом деталям. Часто боковой рисующий свет используют для придания изображению тревожного или беспокойного настроения. Классическое технологическое решение при съемке портретов выглядит так: глубина резкости минимальна (то есть диафрагма максимально распахнута), съемка ведется при смягченной резкости, дабы скрыть мелкие морщины и дефекты кожи. Сегодня все популярнее становятся альтернативные подходы к получению портрета, например, когда старых людей с многочисленными морщинами фотографируют с «ужестчением» естественного рельефа кожи (с помощью резко рисующих объективов и особенностей освещения). Портреты получаются натуралистичными и крайне выразительными! Как видно, на каждое правило есть свое исключение... ВНИМАНИЕ Экспериментируя подобным образом на своих близких, помните, что зачастую человека не радуют его морщины. Кроме того, не забывайте, что наши соотечественники, в отличие от европейцев, японцев или американцев, негативно относятся к старости в любых ее проявлениях. Фон в классическом портрете не должен быть выраженным: наоборот, его нужно максимально смягчить, дабы он не отвлекал внимание зрителя от лица на портрете. Добиться этого просто: расположите человека на расстоянии 1–1,5 м от фона и снимайте с «распахнутой» диафрагмой. Только следите, чтобы на фоне не было ярких цветовых пятен, которые даже без выраженной структуры могут привлекать к себе излишнее внимание. Фон можно сделать предметным, использовав в этом качестве уголок бытового или офисного интерьера. Разумеется, интерьер в этом случае играет служебную роль, подчеркивая внутренний мир или раскрывая профессиональную принадлежность человека. Важно, что и в этом случае фон не должен «перевешивать» сам портрет, поэтому чем меньше в интерьере будет предметов, тем лучше. Для придания снимку эмоциональной выразительности можно изменить контраст между изображаемой фигурой и фоном. Особенно важно учитывать этот параметр при съемке животных на природе. В фотографиях мохнатых и пернатых контраст очень важен — вряд ли вы захотите, чтобы ваш «главный герой» сливался с фоном. Однако окрас большинства животных прекрасно их маскирует (рис. 5.30). Чтобы «отсечь» фон, распахивайте диафрагму: тогда окружающие зверушку предметы окажутся не в фокусе и объект съемки будет отделен от своего окружения. Однако при этом придется тщательно следить за тем, чтобы резкость была наведена точно на вашего любимца — даже небольшое его удаление или приближение к вам приведет к тому, что портрет получится нерезким.
Рис. 5.30. Окраска большинства животных помогает им сливаться с фоном При съемке портрета «на пленэре» необычный эффект может создать линия горизонта, визуально делящая снимок на две части: в худшем случае она способна «обезглавить» портретируемого. Чтобы избавиться от этой проблемы, следует понизить или повысить точку съемки. И вообще, лучше, если фоном для портрета на улице будут служить не бескрайние пространства, просматриваемые до самого горизонта, а стена, кусты или любые другие неконтрастные объекты, расположенные за пределами зоны глубины резкости.
|
||||||
|
||||||
Ваши
письма присылайте на e-mail: |
||||||
|
||||||
design & веб-программирование
|
||||||
Реклама 2: