|
|||||||||
Сегодня в номере: | |||||||||
Рассылка «Фотолюбитель»
продается | |||||||||
Дискуссионный лист «Фотолюбитель»
|
|||||||||
Любительская съемка в помещении
Каждый раз, гуляя по местной рыночной площади, я прохожу мимо кабины моментальной фотографии, столь популярной среди горожан в наше время. И всегда испытываю глубочайшую симпатию к фотографам, которые в большинстве случаев имеют дело с сущим кошмаром. Пока они отчаянно пытаются заставить улыбнуться нервного ребенка или саркастически настроенного подростка, родители осложняют их жизнь, ругая своего отпрыска или давая фотографу непрошеные советы. Мое уважение к людям, которые каждый день выдерживают подобный ад, не имеет границ и я вовсе не собираюсь лишать их честно заработанного куска хлеба. Но при этом я твердо убеждена, что такие же качественные портреты вполне можно сделать и дома, сэкономив свое время, деньги и нервы. Мало того, так как в знакомой домашней обстановке человеку намного проще расслабиться, не погрешу против истины, утверждая, что ваши снимки будут даже лучше сделанных в фотолаборатории! Секрет домашних портретов, как и многих других вещей в этой жизни, состоит в их простоте. Вам не потребуются дорогие студийные лампы или вычурный фон, разрисованный персонажами из мультфильмов или фальшивым изображением пляжа. Вполне достаточно дивана, расположенного недалеко от окна, как показано на рис. 3.8. При этом крайне желательно, чтобы диван не был обит тканью с мелким рисунком, так как подобный фон отвлекает внимание от объекта съемки.
Рис. 3.8. Свет из окна предоставляет замечательную основу для домашнего портрета К сожалению, дневного света из окна недостаточно для полного освещения сцены, хотя он и служит основным источником света. Ниже мы обсудим различные возможности дополнительного освещения. Некоторые варианты дают лучший результат по сравнению с остальными, как показано на стр. 8 и 9 цветной вкладки и на рис. 3.9–3.11. Обратите внимание, что все эти изображения были обрезаны таким образом, чтобы в кадре остались только голова и плечи девочки. Изначально получение подобной фотографии невозможно, так как (об этом уже упоминалось в предыдущем разделе) при этом фотоаппарат нужно расположить настолько близко к объекту съемки, что искажения лицевых черт были бы неизбежны. Вспышка Проще всего дополнительно осветить сцену с помощью встроенной вспышки. Как не печально, обычно это приводит к появлению эффекта "красных глаз", в чем можно убедиться на стр. 8 и 9 цветной вкладки. Однако, справедливости ради, следует заметить, что благодаря наличию дневного света из окна зрачки снимаемого объекта будут более сужены, чем в темной комнате, поэтому эффект "красных глаз" окажется слабее. Кроме того, вспышка распространяет узконаправленный свет, в то время как для портретной съемки больше подходит мягкое, рассеянное освещение. Сравните левое и правое изображения на рис. 3.9. Последнее было снято с использованием внешней вспышки, свет от которой отразился от расположенной сзади стены. Второй снимок на стр. 8 цветной вкладки также иллюстрирует результат применения внешней вспышки. Лицо на втором снимке освещено более равномерно, а на цветной версии видно, что эффект "красных глаз" в данном случае полностью устранен. Недостатком такого метода является возникновение большой резкой тени сзади, отвлекающей внимание от объекта. Тень появляется из-за более сильного света внешней вспышки, чем общее освещение.
Рис. 3.9. Встроенная вспышка дает неравномерное освещение (слева); эта проблема решается применением дополнительной внешней вспышки, но тогда за головой объекта появляется большая резкая тень (справа) ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ При работе с внешней вспышкой тени можно смягчить, поместив перед ней кусок полупрозрачного белого пластика или бумаги. Это позволит получить мягкий, рассеянный свет. Но следует помнить, что тогда количество падающего непосредственно на объект света уменьшится, поэтому потребуется увеличить выдержку. Впрочем, некоторые вспышки позволяют регулировать интенсивность света, что также может стать вариантом решения проблемы. Увеличение экспозиции за счет экспокоррекции При наличии достаточного количества света, например если портрет снимается рядом с окном, можно обойтись и без вспышки, получив хорошую экспозицию путем ее коррекции ( EV compensation ). Изменение экспочисла в положительную сторону дает более светлое изображение. На рис. 3.10 показана сначала фотография, полученная при выключенной вспышке и отсутствии коррекции экспозиции (EV 0,0), а затем — снимок, сделанный с шагом +0,7. Первый портрет, приведенный для примера на стр. 9 цветной вкладки, также был получен при увеличении экспозиционного числа на +0.7.
Рис. 3.10. Эти снимки были сделаны без вспышки при коррекции экспозиции 0,0 (слева) и +0,7 (справа) Однако может оказаться, что увеличение экспозиционных чисел приводит не только к освещению темных областей фотографии, но и к чрезмерному осветлению уже светлых областей, как на снимке с рис. 3.10. После компенсации экспозиции часть лица и рука, расположенные со стороны окна, стали практически белыми. СОВЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛОВ Если диафрагма открыта полностью (а именно так я и делаю при портретной съемке), в ответ на возрастание экспозиционного числа фотоаппарат увеличит выдержку. Поэтому при таких условиях желательно использовать штатив, чтобы не размыть фотографию, случайно сместив камеру при открытом затворе. Отраженный свет Итак, вы убедились, что вспышка приводит к появлению резких теней и эффекта "красных глаз", а коррекция экспозиции чрезмерно осветляет хорошо освещенные области снимка. Но существует несложный способ избежать перечисленных проблем. Достаточно подключить к процессу отражатель, который направит идущий из окна свет на затененную сторону лица, как показано на рис. 3.11. Не беда, если его некому держать. Отражатель вполне можно установить, приноровившись к обстановке, например на стуле.
Рис. 3.11. Отражатель, направляющий свет из окна на затененную сторону объекта, позволяет обойтись без вспышки и коррекции экспозиции В представленном на рис. 3.11 примере смягчение глубоких теней на лице девочки произошло без появления тени за ее головой. А так как в результате действия отражателя на сцене исчезли темные области, освещение стало более равномерным. Это позволило избежать чрезмерного осветления ярко освещенной стороны лица девочки, с которым я столкнулась в предыдущем примере, продемонстрированном справа на рис. 3.10. В портрете на рис. 3.11 более яркая сторона изображения выделена всего лишь небольшим бликом, позволяющим догадаться, что девочка сидит у окна, хотя оно и не попало в кадр. ВОЗМОЖНОСТЬ СЭКОНОМИТЬ Отражатель совсем не обязательно покупать в магазине. С его ролью прекрасно справится кусок белого картона. Для получения более изысканного эффекта можно обтянуть картон золотистой тканью. Нужно только помнить, что чем меньше отражатель, тем более сфокусированным будет свет. Для портрета, показанного на рис. 3.11, был использован отражатель диаметром примерно 80 см . В результате чего мягким, рассеянным светом оказалось освещено не только лицо, но и свитер девочки. В то же время отражатель меньшего размера, например 30 см , позволил бы направить свет исключительно на лицо. ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Если для съемки привлекаются два разных источника света, например дневной свет из окна и вспышка, автоматическая балансировка белого может привести к появлению странных цветовых оттенков на снимке. Более подробно об этом рассказывается на с. 9 цветной вкладки. Процесс регулировки баланса белого описан в главе 8. Моментальные портреты Не все дети готовы к сотрудничеству, как прекрасная юная леди, согласившаяся позировать мне для набора снятых у окна портретов, иллюстрирующих предыдущий раздел. В моей семье сложно уговорить кого-нибудь остановиться хоть на миг. Вот советы для тех, кто не может или не хочет рассаживать людей по местам, заботиться об освещении или аккуратно выбирать настройки фотоаппарата:
СОВЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛОВ Несмотря на то что я потратила несколько страниц на советы о том, как улучшить качество портретов, снимаемых в домашних условиях, не стоит списывать со счетов возможность пригласить профессионального фотографа, особенно на такие важные мероприятия, как юбилей или свадьба. Помимо многолетнего опыта, профессионал обладает художественным видением ситуации, которое у вас может и отсутствовать. Кроме того, для вас это реальная возможность попасть в кадр, потому что фотографирует кто-то другой! Устранение "красных глаз" с помощью компьютера Почти каждая программа для редактирования изображений, ориентированная на работу с фотографиями, имеет инструмент для автоматического устранения эффекта "красных глаз". Но, к сожалению, результат их применения сложно назвать удовлетворительным. Впрочем, существует возможность сделать это вручную. Вот инструкция для приложения Adobe Photoshop 7.0:
Описанный подход будет работать в любой программе, содержащей инструмент, аналогичный Sponge ( Губка ), и позволяющей работать со слоями. Что делать, если упомянутые орудия отсутствуют? При наличии команды коррекции Hue/Saturation ( Цветовой тон/Насыщенность ) можно выделить красную область глаза и отредактировать ее цвет с помощью данной команды. Также для этого применяется обычная балансировка цвета, присутствующая в любой программе для редактирования изображений. |
|||||||||
|
|||||||||
Ваши
письма присылайте на e-mail: |
|||||||||
|
|||||||||
design & веб-программирование
|
|||||||||
Реклама 2: