Номер 43 ./ Фото.Репортер
 
 
 
«Фоторепортер начинающим. »
Автор Андрей Попов. 30.05.2001.
 
 
<<< HOME - Оглавление - Номер 43.    
 
 
Ваши письма присылайте на E-mail: papex@citycat.ru
 
  Сегодня в номере:  
 
  • Макрофотосъемка без макрообъектива. Статья Павла Козодоя (www.kozodoi.narod.ru). Полная версия с фотографиями находится ЗДЕСЬ.

    Перепечатано с разрешения автора.

 
  Макрофотосъемка без макрообъектива  
 

Все нижеизложенное написано под действием духа противоречия, в связи с заблуждением некоторых индивидов о том, что макросъемка есть прерогатива фотографа, имеющего макрообъектив (хотя бы от фирмы Soligor), а остальное не заслуживает ни права на существование, ни малейшего внимания...

         В последнее время фотолюбитель, покупая "зеркалку", почти всегда приобретает в качестве "штатного" объектива - зум с диапазоном фокусных расстояний от 28-35 до 70-105 мм (верхний предел может быть и 200-300, но такие объективы весьма дороги и имеют ряд отрицательных особенностей, связанных с "универсальностью"). Это вполне логично и, в большинстве случаев, доступно. С помощью такого рода объективов можно проводить съемку семьи и друзей, а также природу родного или любого другого края. В дальнейшем, в зависимости от наличия средств и запросов, докупается еще и телеобъектив с диапазоном фокусных расстояний от 70-80 до 200-300 мм (для съемки удаленных объектов и портретов). Так сложилось, что фотограф, увлеченно снимающий пейзажи, одновременно старается запечатлеть и представителей микромира, очевидно понимая, что микромир также интересен (если не более) как и тот мир, в котором мы с Вами живем. Возможностей уже приобретенной оптики для этих целей явно не хватает - к такому выводу приходишь уже после первых опытов макросъемки. Однако, на данный момент времени, некоторые зумы из первого и второго диапазонов позволяют осуществлять съемку в масштабах 1:2 без дополнительных приспособлений, что уже весьма существенно. Качество получаемых снимков, чаще всего, вполне удовлетворяет фотолюбителей. Поэтому, при желании и некоторой дальновидности, можно сразу подобрать пару зумов, перекрывающую диапазон от 28 до 300 мм, позволяющую проводить съемку в масштабах 1:2 (Sigma выпускает объективы для обоих диапазонов, у Nikon'а есть объектив 28-105 с возможностью переключения в режим "микро", переключатель блокирован до фокусного расстояния менее 50 мм). Итак, столкнувшись с невозможностью запечатлеть некий малоформатный объект в реальном масштабе, фотолюбитель, решая возникшую проблему, идет по одному из следующих путей: покупает честный макрообъектив (с возможностью съемки с масштабом вплоть до 1:1 без дополнительных приспособлений) или покупает комплект удлинительных колец (мех пока оставим в стороне от обсуждаемой темы). Безусловно, каждый хочет пойти по первому пути и если бы не цена макро оптики так, возможно, и было бы... (хотя у фирм Sigma и Tamron есть довольно приличные "макрики", по цене значительно меньшей чем цена "родной" оптики, что оставляет фотолюбителям некоторую надежду). Реальность же такова, что выбор сводится к покупке объектива с возможностью съемки до масштаба 1:2 или(и) удлинительных колец по отдельности либо целого комплекта. В свое время, я уже приобрел зум с диапазоном фокусных расстояний 28-80 мм (максимально возможный масштаб 1:5.6), поэтому, с финансовой точки зрения, для занятия макросъемкой мне не оставалось ничего другого как купить комплект удлинительных колец. После таких умозаключений, я стал обладателем комплекта колец от фирмы Soligor.
         Этот комплект колец (12мм + 20мм + 36мм) в тандеме с зум объективом, имеющим диапазон фокусных расстояний 28-80 (Tokina EMZ 280AF (28-80mm f/3.5-5.6)), позволяет проводить съемку в масштабах вплоть до 1,4:1. Кольца имеют довольно хорошее чернение внутренних поверхностей, благодаря чему практически исключено переотражение и возникающая в связи с этим паразитная засветка. Безусловно, с кольцами объектив работает в нерасчетном режиме (в отличии от них макрообъективы специально рассчитываются на получение наилучшего качества изображения именно в макродиапазоне), но и с их помощью можно заниматься реальной макросъемкой, получая весьма приличные результаты. При установке колец совместно с объективом, имеющим фиксированное фокусное расстояние, мы получаем дискретное изменение масштабов (получаемые масштабы зависят от набора установленных удлинительных колец), регулировать каждый из которых в малых пределах можно только изменением расстояния до объекта с соответствующей коррекцией кольцом фокусировки. В том случае, если применяется зум объектив, мы имеем более широкие возможности по варьированию масштабов, несравнимые со случаем применения объектива с одним фокусным расстоянием. Качество изображения, получаемое некоторыми из выпускаемых ныне зум объективов, все ближе приближается к качеству изображения объективов с фиксированным фокусным расстоянием, а посему вопрос о качестве получаемых негативов, порой, не столь актуален, тем более в любительской практике. Существует мнение, что техника от фирмы Soligor не достаточно качественна (это мнение, в основном, распространено среди рьяных поклонников "родной" оптики и аксессуаров, которые кривятся при одном упоминании т.н. "независимых производителей"), что ж, каждое мнение имеет право на существование, даже не совсем объективное. Объективно я могу дать оценку только качеству колец от Soligor, в связи с тем что с другой техникой этой фирмы я не пересекался. Однажды мне позволили попользоваться камерой Nikon FM2 с аксессуарами и, имея возможность фотографировать используя "родное" удлинительное кольцо, я решил провести сравнительный тест. При проверке "на вшивость" была отснята серия одинаковых кадров с удлинительным кольцом от Nikon PK-13 (27,5мм) и с набором колец от Soligor (12мм + 20мм), объектив, само собой, был один и тот же. На отпечатках формата 20х30 заметной разницы в качестве я не почувствовал и если бы не было некоторой нестыковки в масштабах изображения я бы вряд ли смог отличить полученные фотографии. В конце концов изготовление удлинительных колец это не производство оптики (во всяком случае культуры производства у Soligor'а хватает на изготовление достойных колец), поэтому ничего удивительного в полученных результатах нет. Даже при установке полного комплекта совместно с зумом 28-80 (масштаб примерно 1,4:1) получаемые отпечатки не имеют каких-либо существенных дифракционных сдвигов, хотя, конечно, глубина резкости в этом случае ничтожна и получаемые изображения далеки от идеала (хотя что есть "идеал"?).

Продолжение следует.

 
 
 
 
 

Книгу "Как выбрать фотоаппарат и научиться правильно фотографировать" можно выписать по почте. Чтобы узнать подробнее об этой книге, и как ее заказать, необходимо отправить письмо любого содержания по адресу photobook@mail.ru. Робот автоматически вам ответит.

 
  Советуем подписаться.  
 

Рассылка "Автолюбитель. Автомобиль. Автоспорт".
О простом автолюбителе и его автомобиле в городе и на спортивной трассе. Главный герой рассылки - простой автолюбитель с зарплатой чуть выше средней и Жигулями на открытой стоянке. Также информация по любительскому автоспорту из первых рук.

Рассылка
Автолюбитель. Автомобиль. Автоспорт.
 
 
Ваши письма присылайте на E-mail: papex@citycat.ru
 
  Рассылка 'Фотолюбитель Вопросы-ответы' Архив прошлых рассылок и форма быстрой подписки ЗДЕСЬ.  
 
design & веб-программирование Андрея Попова © 2001
 
 
 

Комментарии


Записать комментарий

Реклама 2: