Фотолюбитель

Список вопросов →

Вопрос № 27

Кто из корифеев может подсказать рецепт мелкозернистого выравнивающего проявителя для негативной черно-белой пленки, исправляющий ошибки экспозиции и увеличивающий резкость? Я перепробовал практически все рецепты по справочникам Дыко и Микулина, а также другой литературе, уже спрашивал в Интернете на других сайтах – но никто ничего вразумительного ответить не может. Может, кто поделиться своим "особым секретным" рецептом? Или хотя бы отправит на сайты по фотохимии, чтобы изучить теорию и самому попробовать поэкспериментировать? // Юрий

Алексей (180302ualex@rambler.ru)
Юрий. Проявители тут не помогут. Их вообще не стоит менять без особой нужды. Выберите себе понравившийся рецепт и пользуйтесь. Я, например, всегда работал D-76, и вполне был доволен.
А ошибки экспозиции... С опытом их станет гораздо меньше.
Что касается резкости, проверьте юстировку объектива (к "мыльницам " это не относится – нечего проверять). Если все остальное нормально, может быть, в этом дело?

Dimitri (hobbot@hobbot-online.de) http://www.hobbot-online.de
Не согласен с Алексеем, играясь с проявителем, температурой и временем проявления удается вытягивать испорченную экспозицию, если знать, как испорчена (передержка, недодержка, насколько....), в зависимости от пленки можно существенно менять ее параметры. А вот общих рецептов нет, это надо у производителя пленки смотреть. Kodak и Ilford печатают на внутренней стороне коробки с пленкой таблицу химия/температура/время/ "условная " чувствительность (т.е. проявляется пленка как заснятая с данной экспозицией при "условной чувствительности ", а не при номинальной), а вот с резкостью ничего сделать нельзя, это уже " "as is ", дейстительно, может юстировка объектива... хотя, если зеркалка .....

Tom (tom057@pochta.ws)
Пользовался двумя рецептами от Микулина:
Глициновый проявитель выравнивающий мелкозернистый
Запасной раствор
Вода (30-45 град)...............600мл
Сульфит натрия безводный.........60г
Глицин...........................25г
Сода кальцинированная............90г
Вода холодная................. до 1л
Растворять вещества в указанном порядке.
Рабочий раствор получают смешиванием 1 части запасного раствора с 7 частями воды. Примерное время проявления пленки 15 дин при 20 град. -11 минут.
По моему опыту в рабочем растворе можно проявить только одну пленку. Дальше раствор дает нестабильные результаты.
Фенидон-глициновый проявитель "Фениглин ", выравнивающий мелкозернистый для тонкослойных пленок
Рекомендован Л.Шамоди в журнале "Фото "(ВНР) для тонкослойных пленок, экспонированных как вдвое более чувствительных, то есть, по словам автора, в четыре раза повышает используемую светочувствительность.
на литр на бачок:
Вода (около 50 град.).......750мл 250мл
Сульфит натрия безводный
марки А......................90г 30г
Глицин........................5г 1,7г
Сода кальцинированная.........2г 0,7г
Бура кристаллическая..........2г 0,7г
Фенидон или метилфенидон....0,2г 0,07г
Вода холодная..............до 1л до 335мл
Растворять в указанном порядке.
Время проявления при 20 град. -от 7 до 20 минут в зависимости от свойств пленки. Время проявления каждой следующей пленки следует увеличивать на 20%.

CSR (csr@ukr.net)
Когда-то, в юности, (давно это было! :) я задавался такой же целью. Тем паче, что рос в семье химика и имел приличную лабораторию. В конце концов, остановился на стандартном метоловом :) и D-76.
Последний хит для ч/б фотографии, насколько я помню – это сверхразбавленные проявители, которые обладают очень сильным выравнивающим действием и, кроме того, повышают резкость за счет краевого эффекта. Однако, приобретая что-то, тут же в чем-то проигрываешь. Пленки получаются малоконтрастными, тяжело печатать, нужно подбирать бумагу, маскировать и т.д.
Пожалуй, лучше всего, все-таки, уделить внимание съемке – точно определять выдержку, настраивать на резкость и т.д.
Конечно, если есть необходимость в специальной съемке, большие увеличения, например, тогда есть смысл подбирать специальный проявитель.

Вольдемар
Колеги правильно советуют – уделить внимание съемке – это основополагающий момент .
Если наберешься терпения – то вот оооочень эффективный совет – к каждому кадру подходи с уважением – запиши выдержку, диафрагму, особые условия съемки и после проявки ты легко проанализируешь свои ошибки, и их станет все меньше и меньше .
Да это очень трудно, но и очень эффективно – поверь.
А с резкостью ... – тут дело только в оптике .
Поищи информации о рисунке объектива, о присадках для увеличения контурной резкости и т.д.
Попробуй поднабраться побольше знаний в этой области – глядишь, вопрос и уйдет .
Удачных тебе кадров и помни: дорогу осилит идущий.

Юрий (aktiv-detektiv@mail.ru)
Дорогие друзья! Всем – огромнейшее спасибо за живой отклик на мой вопрос. Но Вы все подходите к вопросу как Профессионалы, имеющие возможность правильно выбрать экспозицию, дифрагму, освещенность и прочее. Поэтому и такие получились ответы. Я, откровенно говоря, не рассчитывал получить такое большое количество ответов на свой, кажется, на зубах навязший вопрос. Скажу теперь прямо и откровенно: я – частный детектив, и приходится нам снимать на одну и ту же миниатюрную пленку "шпионским " фотоаппаратом в разных условиях освещенности, обычно 100 ед. ЧБ, другие сейчас трудно достать. Можно варьировать выдержкой и диафрагмой, но все равно получается хреново. Вспышку, как сами понимаете, не применишь. Поэтому и получается, что съемка на улице на одну пленку – прекрасно. В помещении (на одну пленку) – прекрасно. Но если снимаешь на улице и затем заходишь за "объектом " в помещение, то тут уже при проявке надо выбирать золотую середину, часто в ущерб каким-либо кадрам. К нам не предъявляются требования фотографии с художественной точки зрения: ведь не могу же я сказать "объекту " – повернись, потому что у тебя одна часть лица освешена солнцем, а другая в тени и т.п. Поэтому и встал вопрос о проявителе сугубо с чисто прикладной профессионально-детективной целью – возможен ли такой вариант. Поэтому я и решил обратиться на страницах Интернета к корифеям фотографии. Так что = огромное спасибо всем, кто откликнулся. Но проблема так и не решена. С уважением, Юрий.

CSR (csr@ukr.net)
Для этих целей лучший вариант – двухрастворные проявители с "голодным " проявлением. Пленку обрабатывают в двух растворах: сначала в проявителе без щелочи, где она только пропитывается, но проявление не начинается. Затем она без промывки переносится в раствор щелочи, где, собственно и происходит проявление за счет проявителя в фотослое. При этом на участках с большой плотностью проявитель быстро истощается и перепроявления не происходит. На слабоосвещенных участках проявление идет интенсивнее и реальная чуствительность пленки увеличивается.
Найдите книгу Шеклеина "Фотографический калейдоскоп ", там все подробно описано и приведены 12 рецептов.
Для примера проявитель Штеклера:
1раствор(1 литр): метол – 5г, сульфит безв. – 100г
Сульфит должен быть чистым, марки "фото " не годится.
2 раствор(1 литр)
Вариант А для контрастных негативов: бура 10г
Вариант Б для нормальных: сода безв. 15г, сульфит натрия безв – 6г.
Проявление в 1-ом р-ре(20-25град С) – 4-10 мин, во 2-м – 6 мин.
Пленку следует непрерывно и интенсивно вращать.
В 1-м р-ре можно обработать десятки пленок, 2-й используется только один раз.
Для увеличения контраста можно повторить обработку после промывки 5 мин. При этом увеличивается чуствительность в 1.5-2 раза.
Все это, конечно, делается в темноте.
Кстати и при печати для тяжелых негативов хорошо пользоваться двумя ваннами. Сначала в контрастном или нормальном проявителе, затем в мягком.
Резкость может зависить от камеры, надеюсь, у вас не "Киев-Вега "?


Дмитрий Москва
Особомелкозернистый проявитель для пленок: Вода (30-45*С) - 750мл, Бета-оксиэтилортоаминофенол-сульфат - 6г,Сульфит натрия кристаллич. - 100г, Глицин - 1,2г, Сода кальцинированная - 10г, Бромистый калий (10% р-р) - 5мл, Вода (холодная) - до 1л.


Ответить на этот вопрос

Ваше имя * обязательно
Ваш e-mail адрес электронной почты
Ваша страничка адрес вашего сайта в интернете
Ваш город где вы живете
код с картинки

Реклама 2: