См. так же статью "Глубина резкости"
Сразу надо сказать, что эта статья расчитана на фотолюбителей, которые не останавливаются на фотографиях из серии "Я там был" или "На память о последней кружке пива". Эта статья для думающих, а значит, в итоге, высокопрофессиональных фотолюбителей, снимающих так, что позавидует любой репортер из газеты.
Эта статья подразумевает наличе у вас настоящего фотоаппарата, например "Смены" или "Зенита". Так же эта статья необходима, если у вас дорогая цифровая зеркалка за 5 тысяч баксов.
Итак, вопрос первый: почему на снимке вверху самые близкие и самые дальние объекты не резкие? В таком случае говорят, что при съемке была маленькая глубина резкости.
Свеженькое здесь: http://photoreporter.ru
Глубина резкости является элементом характеристики объектива. Любую фигуру или группу точек, размером не более 0,1 мм, с расстояния 25-30 см человеческий глаз воспринимает как одну точку, так уж устроен человеческий организм. С учетом этого устанавливают допустимые нерезкости фотографического изображения. Так , например для негативов форматом 24x36 мм (обычная фотопленка) допускается изображение отдельных точек в виде кружков диаметром 0,03-0,05 мм, которые принято называть допустимыми кружками рассеяния.
При съемке разноудаленных объектов с наилучшей резкостью изображается тот объект, на который произведена наводка объектива. Однако, в связи с допустимой нерезкостью, вполне резкими получаются объекты, расположенные несколько дальше и ближе от него, т. е. имеются передняя и задняя границы, между которыми расположено резко изображаемое пространство. Вследствие этого может быть допущена некоторая неточность в наводке объектива на резкость.
Допустимое смещение относительно положения точной фокусировки, при котором изображение остается практически резким, называется глубиной резкости объектива.
Многие фотообъективы имеют на оправе специальную шкалу глубины резкости, с помощью которой определяют границы глубины резко изображаемого пространства. Это симметрично расположенные относительно установочного индекса две шкалы относительных отверстий.
Шкалы объективов фотоаппаратов «Киев 88» и «Зенит E». |
Шкала глубины резко изображаемого пространства (РИП) нанесена над шкалой расстояний и может сдвигаться относительно ее, образуя простейшее счетное устройство - калькулятор. Знак обозначает расстояние, с которого лучи, поступающие от точечного источника света в объектив, можно считать параллельными.
Расстояние до передней границы резко изображаемого пространства при установке
объектива на
называется гиперфокальным расстоянием.
Или попростку говоря, это - расстояние от фотоаппарата до ближайшего резкого
объекта, когда объектив сфокусирован на бесконечность.
|
Рисунок A. Шкала наводки на резкость. Зеленые цифры - диафрагма, синие расстояние. |
Если против индекса установить знак т. е. навести объектив на бесконечность, практически окажется, что передняя граница резко изображаемого пространства будет значительно ближе, и расстояние до нее будет тем меньше, чем меньше относительное отверстие (больше число диафрагмы).
Закрывая диафрагму, мы получим большую глубину резкости.
На рисунке А можно видеть, что при относительном отверстии, соответствующем диафрагме 2,8 (зеленые числа), передняя граница резкости будет на расстоянии около 8 м от фотоаппарата, а при диафрагме 16 — на расстоянии около 1,5 м.
Получается, что если сфокусировать наш учебный объектив на бесконечность, то
|
Рисунок B. По шкале глубины РИП можно определить расстояние до передней и задней границ резко изображаемого пространства. |
Если объектив наведен на резкость, например, на расстояние 3 м, то по шкале глубины резкости можно определить расстояние до передней и задней границ резко изображаемого пространства для любого значения диафрагм.
На рисунке В:
Снято с диафрагмой 2.8. Резкость наводилась на кончик указки. | Диафрагма 16. Те же условия съемки. |
Чтобы получить наибольшую глубину резко изображаемого пространства при съемке с выбранным значением диафрагмы, надо наводить объектив на резкость путем совмещения символа с числом на шкале глубины резкости, соответствующим заданному значению диафрагмы. См. рисунок C.
|
Рисунок С. Пример: чтобы получить наибольшую глубину резко изображаемого пространства при съемке с диафрагмой 8, следует наводить объектив на резкость путем совмещения символа с числом 8. |
Следует так же напомнить, что при одинаковых относительных отверстиях и одинаковых расстояниях до точки, по которой объектив наводится на резкость, но при различных фокусных расстояниях, глубина резко изображаемого пространства будет тем больше, чем короче фокусное расстояние объектива.
Внеси свою посильную лепту. Спасибо!
Не сразу понял, думал что сложнее пошёл фотыкать
А не написали ведь, что еслидиафрагма 16 - снимок становится темным, а если 2 - снимок получает избыток света - приходится работать с выдержками
Иногда приходится работать не с выдержками, а со вспышками, например, изменять мощность вспышки, или отодвигать их. Это тема другой статьи. В "Фотобукваре" это есть.
Статья не для любителей, готовящися стать профессионалами, а для профессионалов, готовящихся стать любителями, прочтите статью ещё раз и посмотрите, всё ли в ней правильно, гиперфокальное расстояние определено неверно, и на практике, особенно с серьёзной аппаратурой результаты иные, нежели здесь... Сергей, 28.06.2005 Фото: Canon EOS 1Ds Mark II
Еще раз для Сергея. Гиперфокальное расстояние - расстояние от плоскости изображения до ближайшей точки резкоизображаемого пространства. Если при заданой диафрагме перефокусировать объектив на эту точку, то изображение будет резким в диапазоне расстояний от половины гиперфокального расстояния до бесконечности. На гиперфокальное расстояние сфокусированы простейшие пластмассовые объективы дешевых компактых камер, позволяя получать приемлемые по качеству снимки в диаппазоне расстояний от 1.5 м до бесконечности.
Сергею. Canon EOS 1D - хорошая камера, но она тоже подчиняется законам физики, так же как и Зенит. У меня, кстати, была такая камера. Отличный аппарат, и работает он по тем правилам, что и все остальные камеры.
Сложновато, но думать нужно.
Если кто ни понял, снимите несколько кадров с одним объектом и разной диафрагмой при съемке запишите значения в блакнот а потом оцените что получилось, окажется что все проще чем в статье.
Эта статья для тех, кто хочет покопаться в сущности. На прктике, болшинство фотолюбителей обойдутся без такой теороии. См. так же статью
Статья не плохая,но слишком закрученная.Возможно имело смысл объяснить, в каких конкретных случаях используется глубина резкости.Если кому непонятно, что изменение диафрагмы влечёт за собой изменение выдержки не стоит терять время и деньги на занятие фотографией.
ребят, без формул, напишите что со светом происходит - почему размывает? на мыло плз
Какая те еразница почему разсывает, если ты не хочешь в это вникать? Смирись!
Неправильно дано определение гиперфокального расстояния (см.
Сорри, не та ссылка
Для Андрея: по твоей ссылке написано тоже самое только закручено что ничего не поймешь. Вот ты и не понял.
А о чём статья собственно? о том что есть ГРИП? - если так -то тема раскрыта - наглядно показано что он (ГРИП этот) есть Если о том, что ГРИП можно наглядно определять по шкалам объектива - то тоже тема рскрыта :) Жаль только что связка с ФР наглядно не показана.
покааны расчётф грипа на фиксах сейчас уже почти никто ими не снимает нужна тема расчёта грипа на зумах
Андрей! Надеюсь, автор тему ещё просматривает. У меня камера Canon EOS 400D c штатным объективом EF-S18-55mm f/3.5-5.6 II. Как реализовать эту теорию, применительно к имеющемуся объективу? Как известно, на этом объективе нет шкалы расстояний и шкалы глубины резкости. Как определить, где находится "гиперфокальное расстояние"Или бесконечность на моём объективе?
На зумах такой шкалы быть не может.
конечно, на зум шкалу не нанесешь, но если вы знаете фокусное расстояние (хоть примерно, по степени выдвижения объектива) то можно рассчитать и ГРИП и гиперфокальное расстояние.
правда эти расчеты справедливы для пленки, для \"цифры\" надо вводить эквивалентное фокусное расстояние или коеффициент в зависимости от размера матрицы.
Спасибо, автору. Наконец то я разобрался с этим. В этой статье всё доступно и наглядно. Ivan, на зуммах нет только кольца диафрагмы, фокусировочные то кольца есть и фокус в бесконечность можно установить или определённое расстояние фокусировки. А по поводу фиксов - ими пользовались и будут пользоваться так как фиксы лучше по качеству чем зуммы... у зуммов максимально возможня диафрагма 2,8 а у фиксов намного больше (1,2L например)... это основное отличие, а вообще есть ещё конечно.
Поправлю самого себя: на зуммах тоже есть кольцо диафрагмы, живой пример тому Nikon 80-200 F/2.8. только оно нужно для старых механических камер, где нет автоматической регулировки диафрагмы...
Очень хорошая статья, спасибо большое!
Солидарен с тёзкой! Отличнейшая статья, весь инет облазил, уже отчаялся найти достойное и понятное объяснение тому, как найти гиперфокальное расстояние! Автору огромнейшая благодарность!
Андрей, благодарю вас за такую ценную статью! Как и Олег, я не мог разобраться в точных настройках глубины резкости, а уж о гиперфокальном расстоянии вообще можно было не мечтать! В вашей статье все четко расписано, буквально на пальцах показано.
Добрый день, Андрей Попов, Ваша статья понравилась - краткая и информативная. У меня есть вопрос к Вам про гиперфокальное расстояние и объективы с зумом - как на них выставлять фокус в бесконечность? Фокусироваться на самой дальней точке?
У исправного объектива фокусировка на бесконечность получается, когда объектив уперся в ограничители и больше не крутится. Но часто объективы, особенно старенькие, бывают разъюстированы.
2 АП - "когда объектив уперся в ограничители и больше не крутится" далеко не факт. На современных АФ-ных стеклах встречается, что кольцо фокусировки частенько перебегает за бесконечность. В частности так на китовых пентаксовских.
Проблема почти всех учебных статей и книг в том что автор не пытается преподать свое знание для человека который таким знанием не обладает. Фотограф думает "а чего тут не понятного?" и пишет статью. А для читателя который не "врубается", эта статья кажется слишком сложной. И дело не в том "о чем" написана статья, а в том "как" написана статья. Короче говоря, старайтесь объяснять просто и понятно чтоб новички легко понимали о чем речь.
Николас, не понятна ваша мысль. Кому она адресована? Прочтите первый абзац.
Николас, тема статьи уже на уровне "мастер-класса" и предполагает, что человек имеет хотя бы базовые знания в этой области. А иначе, если начать с объяснения что такое фокус, диафрагма и т.п. - то до сути вопроса можно и не дойти. Если у Вас есть конкретные вопросы - спросите, либо автор либо читатели ответят. А значения терминов, которые есть в статье, можно узнать в Гугле, Википедии или других источниках.
С фокусными расстояниями объективов всё гораздо сложнее чем понимает автор. Если объект съёмки имеют одинаковые размеры на отпечатки, то и глубина резкости окажется одинаковой, но не надо при этом забывать что длиннофокусные объективы увеличивают а короткофокусные наоборот. В результате нерезкое пятно на длинном фокусе будет казаться более чётким на коротком
куцй, а ты прочти внимательно. Там написано это. Только внятнее, чем ты написал.
Что-то как-то странно с последним примером (Рис. С). У меня Гелиос 44 -2, хочу снять при диафрагме 4, ставлю бесконечность на 4 по шкале глубины, и получается никакой резкости нет, и не удивительно, т.к. на шкале расстояний получается 20 м, не работает метод.
Дмитрий. А на каком расстоянии находится объект съемки? Если взять для примера учебную шкалу на нашем рисунке, то объект съемки должен быть на удалении, примерно, 2.7 метрс. А как на вашем объективе?
"Если взять для примера учебную шкалу на нашем рисунке, то объект съемки должен быть на удалении, примерно, 2.7 метра" - теперь ясно, спасибо большое!
А как интересно сфокусироваться на например 10.4 метра, если на объективе 18-55 после 2 метров, следующее деление бесконечность? Предполагаю, что можно конечно рулеткой отмерить столько и автофокусом сфокусироваться на каком-нить объекте на этом расстоянии. Но, а если нет рулетки или не возможно физически отмерить такое расстояние, например на краю обрыва? Или, если надо выставить 77 метров для какого-нить длиннофокусного объектива?
Для зумов эта теория не работает. Точнее, там появляется еще одна переменная и расчеты усложняются. Эта статья для "фиксов".
Суть моего вопроса от этого не меняется, во многих объективах, фиксах в том числе, после нескольких метров сразу бесконечность, вопрос был в том, как сфокусироваться, вернее выставить на объективе фокус на некое значение, которого нет на шкале объектива.
Игорь, Вы используете объективы, которые не рассчитаны на установку фокуса по шкале. С ними надо работать по видоискателю.
У меня Пентакс и есть несколько советских мануальных объективов, которые ставятся через переходник.
Игорь! Ну что же вы тогда хотите??? Ухохотаться! (извините!)
Интересно, что вызвало такую реакцию? И, пожалуй, хватит, здесь вести переписку, пишите на мыло.
Как-то странно получается. Мир 1В, ставлю диафрагму 2.8, вывожу экспонометр на 0, фотографирую. Далее ставлю диафрагму 16, вывожу в 0, фотографирую. Разницы по глубине резкости нет. На ките, поставив на 18 мм, ставлю диафрагму 4.5 вывожу в 0, фотографирую, ставлю диафрагму 22, фотографирую. Разница в ГРИП заметна сразу, даже на экране фотоаппарата. В чем фишка? МИР ставил через переходник М42->minolta без одувана
Широкоугольник! Все нормально. Читай последний абзац статьи.
Спасибо. Достала дедушкин "Зенит". Воюю с ним. Разобралась с резкостью. Большое спасибо. Доступно новичкам.
Спасибо. Хорошая статья и видео тоже. Я новичёт, приобрёл а77 сони, и SAL16-105. Подскажите, правельный ли выбор сделал?
Объектив на режиме "М" хорошо по моему работает, а вот на "А", что то не очень на 50 и 70 мм по F 5.6 и 8.0 соответственно. Как быть? ПосоветуЙте, может, что получше есть.
Имею ввиду по эффективности применения фотоаппарат-объектив
Отсутствие на объективах шкалы ГРИП сейчас компенсируют кнопкой "ПРОВЕРКА ГЛУБИНЫ РЕЗКОСТИ" на самом аппарате.
Еще одно свойство оптики - резкость за объектом всегда больше, чем впереди. Это очень хорошо видно по шкале.
Это не кнопка "проверка глубины резкости". Эта кнопка называется "Репетитор". Она была всегда, даже на Зенитах. Но пользоваться ей не удобно.
Вот цитата: "...Следует так же напомнить, что при одинаковых относительных отверстиях и одинаковых расстояниях до точки, по которой объектив наводится на резкость, но при различных фокусных расстояниях, глубина резко изображаемого пространства будет тем больше, чем короче фокусное расстояние объектива." Собеседник Куцй попытался поправить автора статьи, но его слегка "оборвала" Зера. На самом деле автор не сказал, что при одинаковом расстоянии до точки и разных фокусных расстояниях объектива у фотографа получаются принципиально разные фото (сравним, например, объектив 35 мм и 300 мм с полутора метров - в первом случае мы будем снимать человека в пояс, а во втором - только часть его лица), если же мы снимаем, скажем, портрет, то при одинаковом масштабе изображения и одинаковых размерах матрицы или негатива глубина резкости будет одна и та же на любом объективе и никак не будет зависеть от фокусного расстояния применяемого объектива, а только от значения диафрагмы - именно в силу того, что для съемки человека в пояс в случае 35 мм нам потребуется дистанция ок. полутора метров, а в в случае 300 мм - почти 13 метров. К слову сказать, у некоторых пленочных Минольт была чип-карта Depth Control (она ещё могла называться Travel card), которая при съемке с автофокусом определяла расстояние до объекта съемки и в момент нажатия спуска устанавливала соответствующую диафрагму, увеличивая выдержку, и сдвигала объектив на гиперфокальную дистанцию от объекта съемки до бесконечности. На сегодняшних мыльницах с крохотными матрицами такая функция практически не нужна.
Спасибо! В наше время теория отходит на второй план.
Спасибо! Удивилась. Интересно знать как устроено.
Благодарю вас за такую ценную статью! Как и Олег, я не мог разобраться в точных настройках глубины резкости, а уж о гиперфокальном расстоянии вообще можно было не мечтать! В вашей статье все четко расписано, буквально на пальцах показано. Теперь можно немного и поиграть в рулетку
Спасибо за хорошую статью, благодаря которой появилось свободное время для игр )
Наконец-то благодаря этой статье я поняла, как делать действительно качественные снимки. Теперь оставшееся свободное время, которого стало намного больше, я могу провести в свое удовольствие тут
Реклама 2: