Цифровая фотография

Ирина Подгорных
оператор салона цифровой фотографии "Колибри"

"Автопортрет". Фото автора.
Снимок сделан цифровым фотоаппаратом "Olympus 3040"
Так все-таки, что это такое - цифровая фотография? Действительно ли это альтернатива обычной химической фотографии, просто компьютерная игрушка или нечто новое?

Какова бы ни была фотография - химическая или цифровая, начинается она с фотокамеры. Цифровые фотокамеры условно можно разделить на любительские и профессиональные. Жесткую грань здесь провести невозможно, поэтому и деление это весьма условно. Если для рекламной фотографии разрешения 1280х1024 пикселей будет явно маловато, то для страхового агента вполне хватит 640х480, чтобы запечатлеть домик, который подлежит страхованию. Но для того, чтобы получить цифровую фотографию, по качеству сравнимую с обычной фотографией и возможностью печатать большого формата, нужна камера, стоящая не одну тысячу долларов.

Например, чтобы получить цифровой отпечаток размером 20х30 см, т.е. стандартного размера А4, с полиграфическим разрешением потребуется кадр размером около 2500х3500 пикселей. А такое качество могут дать только довольно дорогие камеры с матрицей более 5 миллионов элементов.

Хотя цифровые камеры сами по себе обладают рядом интересных и полезных возможностей, недоступных обычным "пленочным" (например, если кадр вышел неудачно, его можно просто стереть), большинство недорогих цифровых аппаратов из-за низкого разрешения способно давать картинки, пригодные только для рассматривания на экране. Но цифровые фотоаппараты совершенствуются настолько быстро, одновременно со снижением цен, что не за горами то время, когда профессиональное качество станет доступно всем.

 

Уже сегодня практически все фотоаппараты, которые есть в широкой продаже, имеют качественную стеклянную оптику, отлично отрабатывают автоматические режимы съемки и очень надежны. Для тех, кто желает создать компьютерный семейный альбом, с тем, чтобы смотреть его на экране монитора, подойдут несложные цифровые камеры любительского класса по цене доступной многим.

Стоит отметить, что если у человека возникла идея создать домашнюю цифровую фотостудию, то с фотографией он хотя бы слегка знаком и обычный пленочный фотоаппарат у него, наверняка, найдется.

"Вмешательство цифры" начинается позже, после, собственно, процесса съемки и проявки пленки. Негативы или готовые фотографии можно отсканировать, т.е. перевести в электронный вид, и таким образом получить цифровую фотографию. Дальше обрабатывать ее как угодно, вставить в красивую виньетку, в календарь, в открытку, на бутылочную этикетку и потом распечатать или же хранить в электронном виде, просматривая на экране монитора. Для этого их можно записать на диск CD-Rom, чтобы не занимать место на домашнем винчестере, к тому же такой диск легко взять с собой в гости.

Сравним процесс фотографирования обычным "пленочным" фотоаппаратом и цифровой камерой.

Для обычного фотоаппарата вы покупаете пленку, потом заряжаете ее в фотоаппарат. Фотографируете, вынимаете пленку и отдаете в проявку. Получив, проявленный негатив, вы выбираете какие снимки печатать или же заказываете печать всех получившихся кадров. Сдаете пленку в печать, и через какое-то время получаете фотографии, на которые, наконец-то, можно полюбоваться. Практика показывает, что качественными оказываются около 30% кадров, а интересными и того меньше. Остальное - безвозвратный брак.

Цифровой фотоаппарат очень похож на всем нам привычный "пленочный", но только там нет пленки. Вам не надо покупать пленку и вставлять ее в фотоаппарат, а потом проявлять и печатать. Все фотографии записываются в память небольшой микросхемы, она и исполняет роль пленки. На маленьком мониторе фотоаппарата вы можете увидеть фотографию сразу, как только вы сделали снимок. Если он вам не понравился, удалить, освободив место для других снимков. Вы повторите неудачный кадр до тех пор, пока он не получится так, как вы это задумали. И никаких дополнительных расходов.

К тому же в цифровых фотокамерах есть обширное меню настроек, в котором вы можете в ручную или автоматически установить параметры будущего изображения и одновременно наблюдать ту коррекцию, которые вы производите на экране, поэкспериментировать со спецэффектами и различными электронными фильтрами. Некоторые камеры обладают способностью снять небольшой видео-ролик.

Фото Андрея Попова.

Эти снимки не требуют сканирования. Они могут быть переписаны с камеры в компьютер за считанные секунды. Их можно посмотреть на экране обычного телевизора. Теперь вам не нужно таскать за собой чемодан фотоальбомов, достаточно взять саму фотокамеру и карточки памяти, на которые вы запишите все нужные вам картинки, и тогда можно будет устроить просмотр ваших "фотоальбомов" на "голубом экране" где угодно.

Кстати, если вы переписываетесь с кем-то в интернете по электронной почте, и вдруг возникает необходимость послать вашу фотокарточку, с цифровым фотоаппаратом это вам не составит труда и не займёт много времени. Изображение сохраняется в стандартном формате JPG.

И так, мы выяснили, что плёнки в цифровом фотоаппарате нет, а ваш снимок проецируется на матрицу, считывается электроникой и записывается на микросхему - карточку памяти. Матрица - главный элемент цифрового фотоаппарата - может состоять из одного, двух, трёх, четырёх и т.д. миллионов элементов. На корпусе обычно это обозначается как, например, "2.1 mega pixels". Словно мозаика ваше изображение складывается из кусочков, и, соответственно, чем этих кусочков больше, тем выше качество изображения, тем оно ровнее и чётче.

 

Однако здесь есть одно "но". Для лучшего качества нужно не только больше элементов матрицы, но и больше место на карте памяти. Карты памяти, представляющие собой небольшую квадратную пластину с микрочипом, бывают разных модификаций и объёмов - 8, 16, 32, 64, 128, 256 мегабайт и т.д. Размеры карточек настолько малы, что в спичечный коробок их можно затолкать несколько. На них можно записывать не только картинки, но и другую информацию: любые текстовые или графические файлы, т.е. использовать её в качестве большой по объёму, но маленькой по размеру дискетки, с неограниченным сроком службы. Она легко вынимается из фотоаппарата и на ее место ставится другая.

Если же вы захотите напечатать на бумаге ваши цифровые фотографии, обратитесь в салон цифровой фотографии. Для этого вам достаточно захватить с собой только карточку памяти. Электронные фотографии можно распечатать на обычной фотобумаге или на струйном фотопринтере, как говорится кому, что нравится.

 

      Отрывок из книги Андрея Попова "Как выбрать фотоаппарат и научиться правильно фотографировать" и интерактивного диска CD-ROM "фотобукварь". Чтобы узнать подробнее об этой книге, ее стоимости и как ее заказать, необходимо отправить письмо любого содержания по адресу photobook@photoreporter.ru. Робот автоматически вам ответит.

Комментарии


V

Vizer (vizer@pisem.net) | 13.10.2005

" А такое качество могут дать только довольно дорогие камеры с матрицей более 5 миллионов элементов" Не совсем правда. Снимки размерем 20*30 вполне можно делать с 3х Мп. Я буквально позавчера напечатал со своей "мыльницы" Olympus с310z(3 Мп, отсутствие ручных настроек) и был обрадован качеством. Чуть - чуть с Фотошопом помучился и получилось. Правда из архива выбрал 10 фоток но тем не менее МОЖНО. Уже набрал рамок - буду печатать.


А

Андрей Попов | 13.10.2005

Vizer совершенно прав. Но надо "делать скидку" на то, что статья написана не профессиональным фотографом, а оператором салона цифровой фотографии, попросту продавцом. А продавцу выгодно, чтобы покупали более дорогие модели. И еще! Этой статье уже 5 лет. Как много изменилось!


V

Vizer (vizer@pisem.net) | 13.10.2005

А разве 5 лет назад были пятимегапиксельники?


А

Андрей Попов | 13.10.2005

Да, пятимегапиксельники уже были пять лет назад, но стоили довольно дорого.


O

Ok | 14.12.2005

Zachem ze pechatot takoj starij material?????


А

Андрей Попов | 14.12.2005

Интернет тем и хорош, что в нем хранится история. Это не бумажная газета, кторую читают всего пару дней, а потом выбрасывают и забывают навсегда. Эта статья была написана 6 лет назад. Сейчас она убрана даже из "Фотобукваря" как устаревшая. Вероятно, надо проставлять даты публикации. Подумаем.


V

Vasya12341 | 20.06.2006

А при печати 10x15 любая цифромыльница даст такое же качество как плёнка или даже лучше. Цифровики,что то мы себя не уважаем если всё время с плёнкой сравниваем.


V

Vasya12341 | 20.06.2006

Плёнка уже в прощлом ,все на цифру снимают. И для рекламы вто м числе.


S

SS (simon_mid@hotbox.ru) | 11.07.2006

Да цифра в определенных местах удобнее, но всеж, для истенного любителя, ограниченного материальными возможностями для приобретения дорогущего профессионального цифровика, хороший пленочник является наиболее оптимальным вариантом. Тем более, что сохраняется интрига, пока не проявишь пленку. Кто не настраивал изображение вручную, этого не поймоет.


R

Raw (raw-nef@inbox.ru) | 16.09.2006

20*30 печатается только с 10 МП, без экстраполяции при разрешении 300 dpi и с возможностью коррекции цветовой температуры в jpeg-файле. с 5 МП вы получите страшное мыло. В том же размере печати. Вообще все цифромыльницы сохраняют в 72 или 144 dpi, при этом 144 dpi - программные, то есть фактическое количество точек, выводимых в печать в несколько раз меньше. Остальное - аппаратная экстраполяция.


R

Raw (raw-nef@inbox.ru) | 16.09.2006

"На маленьком мониторе фотоаппарата вы можете увидеть фотографию сразу, как только вы сделали снимок. Если он вам не понравился, удалить, освободив место для других снимков. Вы повторите неудачный кадр до тех пор, пока он не получится так, как вы это задумали" мастурабация спусковой кнопки называется. " Практика показывает, что качественными оказываются около 30% кадров, а интересными и того меньше. Остальное - безвозвратный брак." Конечно, если снимать чем попало или ни черта не уметь снимать - тогда так и будет. Я из пленочного репортажа бракую 7-8 кадров с рулона и то, только по причине технических ошибок (шевеленка, недожатие кнопки, неднаоведение резкости, отставание заряда вспышки). Если момент ушел - как ни клацай цифровичком - не вернешь... К тому же все эти цифромыльницы устраивают жесточайшую тормозню - автофокусом, матричным замером, подбором баланса белого и чувствительности...


А

АП | 16.09.2006

Raw не совсем прав. Вернее совсем не прав.


R

Raw (raw-nef@inbox.ru) | 16.09.2006

совсем не прав В чем по-вашему?


R

Raw (raw-nef@inbox.ru) | 16.09.2006

Словно мозаика ваше изображение складывается из кусочков, и, соответственно, чем этих кусочков больше, тем выше качество изображения, тем оно ровнее и чётче полная ахинея. при матрице размером с ноготь младенца ваши 2 МП дадут печать 10*15 с мылом в кадре, а 6 МП полностью убьют светосилу системы. матрица - не плоская, как пленка, а ячеистая, как соты. Свет в ней "гуляет". И чтобы 6,7,8,9,10 МП работали, нужно, чтобы свет добирался до пиксела, а в мелкоматричных коробках этого не происходит (сказывается низкая пропускная способность линз). Поэтому, профессиналы не зря снимают на среднеформатную (645) цифру или полноразмерную (35мм) DSLR. Стоимость первой равна стоимости трехкомнатной квартиры в столице региона, а второй - машины в автосалоне. Это еще без оптики.


a

alex | 18.02.2010

18.02.10 ха ха ха. фотаю кэнон 500d 15 мегапикселей, стоит не больше штуки буказоидов. прочел статью и погрузился в прошлое. через 5 лет надо будет эту статейку перечитать, поржать.


А

АП | 24.02.2010

Raw, вы опять не праывы. Вы попробуйте, испытайте, докажите, а уж потом пишите и вводите в заблуждение читателя. Дорогие читатели, не принимайте во внимание то что пишет Raw - реальность другая.


N

Nick | 21.09.2010

... ХМ... если учесть, что дискуссия разворачивалась на протяжении 2005-2006 годов, писать сегодня в теме, что EOS 500D стоит косарь зелени по крайней мере не корректно... В 2006-м они не знали что такое EOS 500D и даже EOS 450D. Да и процессоры были другими.... А что касается IPEG, то этот формат хоть и используется везде и всеми, между нами, как был..... так .... и останется.


В

Владимир (photoexpress12-38@yandex.ru) | 27.07.2011

Да не спорьте, вы друзья-коллеги. Всему своё время. Как говорится: богу богово а кесарю - кесарево. Цифровое фото это прорыв в необозримое будущее. А плёнка... Ей мы поставим памятник. И хватит об этом. Лучше задумаемся о качестве кадра: его эстетитческой ценности, удачной композиции, природной цветности, хорошей резкости и, конечно же, подумаем о зрителе, который будет смотреть наши кадры. а не о том, как продать побыстрее свои творения. Не ставьте телегу впереди лошади. Снимайте больше и учитесь находить в своих и чужих работах полезное для себя, и не хвастайтесь дорогой камерой. И статуса фотографа-любителя не стесняйтесь. Есть и среди них профессионально работающие фотографы.


С

Сергей Виноградов (9723134wins@gmail.com) | 07.02.2013

Сегодня, в начале 2013 года эта статья должна быть отправлена в архив, она уже не нуждается в апдейте - актуальность выбора между пленкой и цифрой благополучно скончалась. И в списке "Статьи" должна появиться графа "Архив сайта".


Б

Багров (eskbbff@gmail.com) | 08.05.2019

Цифровое фото в наше время очень много значит. Не давно заказывали фотосесию постеров для нашего интернет журнала игровые автоматы онлайн на деньги https://spins.com.ua/igrovye-avtomaty-onlajn-na-realnye-dengi-s-vyvodom-v-ukraine так были удивленны способностями фотика Nikon. Очень все качественно отсняли.


Записать комментарий

Реклама 2: