Любительская съемка в помещении . / Фото.Репортер
   
 
«ФОТОЛЮБИТЕЛЬ»
призер Фестиваля Золотых рассылок
Автор Андрей Попов.   26.08.2005
 
 
HOME - Оглавление - Номер 80 Юбилейный!   Следующий >>>
 
  Сегодня в номере:  
 

ЗОЛОТАЯ РАССЫЛКА
количество подписчиков
Рассылка 'Фотолюбитель Вопросы-ответы'

Рассылка «Фотолюбитель» продается http://win.subscribe.ru/auction/#lists

 
 
  Дискуссионный лист «Фотолюбитель»  
 

Дискуссионный лист «Фотолюбитель»

 
Страница каталога: http://subscribe.ru/catalog/hobby.photo.otvet.discussion
Подписаться!
Фотолюбитель.
Дискуссионный клуб.

Архив листа: http://subscribe.ru/archive/hobby.photo.otvet.discussion
Адрес для писем в лист:  hobby.photo.otvet.discussion-list@subscribe.ru

 
 

Любительская съемка в помещении

 
 

Любительская съемка в помещении

 
 

Отрывок из книги:
Цифровая фотография: стань профессионалом! Самоучитель.
Кинг Дж.
Издательский дом "Питер", 2005

Публикуется с разрешения правообладателя.

 

Каждый раз, гуляя по местной рыночной площади, я прохожу мимо кабины моментальной фотографии, столь популярной среди горожан в наше время. И всегда испытываю глубочайшую симпатию к фотографам, которые в большинстве случаев имеют дело с сущим кошмаром. Пока они отчаянно пытаются заставить улыбнуться нервного ребенка или саркастически настроенного подростка, родители осложняют их жизнь, ругая своего отпрыска или давая фотографу непрошеные советы.

Мое уважение к людям, которые каждый день выдерживают подобный ад, не имеет границ и я вовсе не собираюсь лишать их честно заработанного куска хлеба. Но при этом я твердо убеждена, что такие же качественные портреты вполне можно сделать и дома, сэкономив свое время, деньги и нервы. Мало того, так как в знакомой домашней обстановке человеку намного проще расслабиться, не погрешу против истины, утверждая, что ваши снимки будут даже лучше сделанных в фотолаборатории!

Секрет домашних портретов, как и многих других вещей в этой жизни, состоит в их простоте. Вам не потребуются дорогие студийные лампы или вычурный фон, разрисованный персонажами из мультфильмов или фальшивым изображением пляжа. Вполне достаточно дивана, расположенного недалеко от окна, как показано на рис. 3.8. При этом крайне желательно, чтобы диван не был обит тканью с мелким рисунком, так как подобный фон отвлекает внимание от объекта съемки.

Рис. 3.8. Свет из окна предоставляет замечательную основу для домашнего портрета

К сожалению, дневного света из окна недостаточно для полного освещения сцены, хотя он и служит основным источником света. Ниже мы обсудим различные возможности дополнительного освещения. Некоторые варианты дают лучший результат по сравнению с остальными, как показано на стр. 8 и 9 цветной вкладки и на рис. 3.9–3.11. Обратите внимание, что все эти изображения были обрезаны таким образом, чтобы в кадре остались только голова и плечи девочки. Изначально получение подобной фотографии невозможно, так как (об этом уже упоминалось в предыдущем разделе) при этом фотоаппарат нужно расположить настолько близко к объекту съемки, что искажения лицевых черт были бы неизбежны.

Вспышка

Проще всего дополнительно осветить сцену с помощью встроенной вспышки. Как не печально, обычно это приводит к появлению эффекта "красных глаз", в чем можно убедиться на стр. 8 и 9 цветной вкладки. Однако, справедливости ради, следует заметить, что благодаря наличию дневного света из окна зрачки снимаемого объекта будут более сужены, чем в темной комнате, поэтому эффект "красных глаз" окажется слабее.

Кроме того, вспышка распространяет узконаправленный свет, в то время как для портретной съемки больше подходит мягкое, рассеянное освещение. Сравните левое и правое изображения на рис. 3.9. Последнее было снято с использованием внешней вспышки, свет от которой отразился от расположенной сзади стены. Второй снимок на стр. 8 цветной вкладки также иллюстрирует результат применения внешней вспышки. Лицо на втором снимке освещено более равномерно, а на цветной версии видно, что эффект "красных глаз" в данном случае полностью устранен. Недостатком такого метода является возникновение большой резкой тени сзади, отвлекающей внимание от объекта. Тень появляется из-за более сильного света внешней вспышки, чем общее освещение.

Рис. 3.9. Встроенная вспышка дает неравномерное освещение (слева); эта проблема решается применением дополнительной внешней вспышки, но тогда за головой объекта появляется большая резкая тень (справа)

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

При работе с внешней вспышкой тени можно смягчить, поместив перед ней кусок полупрозрачного белого пластика или бумаги. Это позволит получить мягкий, рассеянный свет. Но следует помнить, что тогда количество падающего непосредственно на объект света уменьшится, поэтому потребуется увеличить выдержку. Впрочем, некоторые вспышки позволяют регулировать интенсивность света, что также может стать вариантом решения проблемы.

Увеличение экспозиции за счет экспокоррекции

При наличии достаточного количества света, например если портрет снимается рядом с окном, можно обойтись и без вспышки, получив хорошую экспозицию путем ее коррекции ( EV compensation ). Изменение экспочисла в положительную сторону дает более светлое изображение. На рис. 3.10 показана сначала фотография, полученная при выключенной вспышке и отсутствии коррекции экспозиции (EV 0,0), а затем — снимок, сделанный с шагом +0,7. Первый портрет, приведенный для примера на стр. 9 цветной вкладки, также был получен при увеличении экспозиционного числа на +0.7.

Рис. 3.10. Эти снимки были сделаны без вспышки при коррекции экспозиции 0,0 (слева) и +0,7 (справа)

Однако может оказаться, что увеличение экспозиционных чисел приводит не только к освещению темных областей фотографии, но и к чрезмерному осветлению уже светлых областей, как на снимке с рис. 3.10. После компенсации экспозиции часть лица и рука, расположенные со стороны окна, стали практически белыми.

СОВЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Если диафрагма открыта полностью (а именно так я и делаю при портретной съемке), в ответ на возрастание экспозиционного числа фотоаппарат увеличит выдержку. Поэтому при таких условиях желательно использовать штатив, чтобы не размыть фотографию, случайно сместив камеру при открытом затворе.

Отраженный свет

Итак, вы убедились, что вспышка приводит к появлению резких теней и эффекта "красных глаз", а коррекция экспозиции чрезмерно осветляет хорошо освещенные области снимка. Но существует несложный способ избежать перечисленных проблем. Достаточно подключить к процессу отражатель, который направит идущий из окна свет на затененную сторону лица, как показано на рис. 3.11. Не беда, если его некому держать. Отражатель вполне можно установить, приноровившись к обстановке, например на стуле.

Рис. 3.11. Отражатель, направляющий свет из окна на затененную сторону объекта, позволяет обойтись без вспышки и коррекции экспозиции

В представленном на рис. 3.11 примере смягчение глубоких теней на лице девочки произошло без появления тени за ее головой. А так как в результате действия отражателя на сцене исчезли темные области, освещение стало более равномерным. Это позволило избежать чрезмерного осветления ярко освещенной стороны лица девочки, с которым я столкнулась в предыдущем примере, продемонстрированном справа на рис. 3.10.

В портрете на рис. 3.11 более яркая сторона изображения выделена всего лишь небольшим бликом, позволяющим догадаться, что девочка сидит у окна, хотя оно и не попало в кадр.

ВОЗМОЖНОСТЬ СЭКОНОМИТЬ

Отражатель совсем не обязательно покупать в магазине. С его ролью прекрасно справится кусок белого картона. Для получения более изысканного эффекта можно обтянуть картон золотистой тканью. Нужно только помнить, что чем меньше отражатель, тем более сфокусированным будет свет. Для портрета, показанного на рис.   3.11, был использован отражатель диаметром примерно 80 см . В результате чего мягким, рассеянным светом оказалось освещено не только лицо, но и свитер девочки. В то же время отражатель меньшего размера, например 30 см , позволил бы направить свет исключительно на лицо.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Если для съемки привлекаются два разных источника света, например дневной свет из окна и вспышка, автоматическая балансировка белого может привести к появлению странных цветовых оттенков на снимке. Более подробно об этом рассказывается на с. 9 цветной вкладки. Процесс регулировки баланса белого описан в главе 8.

Моментальные портреты

Не все дети готовы к сотрудничеству, как прекрасная юная леди, согласившаяся позировать мне для набора снятых у окна портретов, иллюстрирующих предыдущий раздел. В моей семье сложно уговорить кого-нибудь остановиться хоть на миг. Вот советы для тех, кто не может или не хочет рассаживать людей по местам, заботиться об освещении или аккуратно выбирать настройки фотоаппарата:

  • Быстро и легко получить фон для детских фотографий можно, бросив на пол большие подушки; пусть ваши чада резвятся. Например, чтобы снять фотографию, представленную на рис. 3.12, я положила диванные подушки рядом со скользящей стеклянной дверью, и это обеспечило хорошую освещенность.

    Рис. 3.12. Диванные подушки, брошенные рядом со стеклянной дверью, послужили хорошим фоном для моментального снимка

  • В качестве фона для семейного портрета подойдет ровная стена или занавески. Однако, если съемка на фоне занавешенного окна осуществляется в дневное время, может потребоваться корректировка экспозиции для учета подсветки сзади. Подробно об этом рассказывается в разделе "Портретная съемка на улице".

  • В темное время суток даже включенный в комнате свет не избавляет от необходимости использовать вспышку. Если ваш фотоаппарат имеет режим синхронизации при длительной выдержке (slow-sync), переключитесь в него, так как это позволит осветить фон. Подробно данный вид съемки описан в главе 6. Впрочем, давая такой совет, я изначально предполагаю, что фон стоит того, чтобы сделать его видимым. В противном случае лучше оставить вспышку в обычном режиме или в режиме подавления эффекта "красных глаз" ( red - eye reduction ).

  • Если фотовспышка работает в режиме подавления эффекта "красных глаз", нужно предупредить людей, что они увидят два всполоха, и что только второй означает завершение процесса съемки. Первая вспышка предназначена для сужения зрачков с целью уменьшения эффекта "красных глаз". В некоторых случаях без этого предупреждения люди прекращают улыбаться или начинают двигаться после первой вспышки, когда снимок еще не записан.

  • Не стоит все время настаивать, чтобы человек смотрел в камеру и говорил «Чи-и-из». Вместо этого лучше подкарауливать моменты каждодневной деятельности. Тогда объект съемки гарантированно не будет напряжен в ожидании птички, а фотография получится намного более интересной. Кроме того, снимок с людьми в процессе общения больше скажет об их отношении друг к другу, чем типичная фотография стоящих «плечом к плечу» родственников.

  • При съемке очень маленьких детей желательно несколько раз разрядить вспышку вхолостую, чтобы они привыкли к вашему присутствию. Через некоторое время они забудут о том, что вы находитесь рядом, и появится великолепная возможность фотографировать их в процессе игры.

СОВЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Несмотря на то что я потратила несколько страниц на советы о том, как улучшить качество портретов, снимаемых в домашних условиях, не стоит списывать со счетов возможность пригласить профессионального фотографа, особенно на такие важные мероприятия, как юбилей или свадьба. Помимо многолетнего опыта, профессионал обладает художественным видением ситуации, которое у вас может и отсутствовать. Кроме того, для вас это реальная возможность попасть в кадр, потому что фотографирует кто-то другой!

Устранение "красных глаз" с помощью компьютера

Почти каждая программа для редактирования изображений, ориентированная на работу с фотографиями, имеет инструмент для автоматического устранения эффекта "красных глаз". Но, к сожалению, результат их применения сложно назвать удовлетворительным. Впрочем, существует возможность сделать это вручную. Вот инструкция для приложения Adobe Photoshop  7.0:

  • Сделайте копию фонового слоя изображения, открыв палитру Layers ( Слои ) и перетащив фоновый слой на значок нового слоя, как показано на рис. 3.13. В этом случае, если что-то пойдет не так в процессе редактирования, вы сможете легко вернуться к исходному снимку.

    Рис. 3.13. При работе с копией фонового слоя сначала используется инструмент Sponge (Губка), позволяющий уменьшить интенсивность красных пикселов

  • Выберите на панели инструментов инструмент Sponge ( Губка ).

  • На панели параметров выберите в раскрывающемся списке Mode ( Режим ) пункт Desaturate ( Обесцветить ), а в раскрывающемся списке Flow ( Поток ) — вариант 100% , как показано на рис. 3.13.

  • Подберите небольшую кисть с резкими краями. Эта кисть должна быть меньше красной области, которую вы собираетесь корректировать.

  • Наведите указатель мыши на красные пикселы, нажмите кнопку мыши и, не отпуская ее, перемещайте указатель. Программа обесцветит пикселы, которых касается кисть инструмента, и они станут белыми, черными или серыми.

  • Создайте новый пустой слой, щелкнув на значке нового слоя палитры Layers (Слои). Именно в этом слое будет храниться новый цвет глаз. Выберите режим смешивания Color (Цвет) с помощью раскрывающегося списка в верхней части палитры Layers (Слои), как показано на рис. 3.14.

    Рис. 3.14. Закрасьте область зрачка нужным цветом в новом слое, установленном в режим смешивания Color (Цвет)

  • Щелкните на значке Set foreground color ( Цвет переднего плана ) (он помечен на рис. 3.14) и выберите цвет, напоминающий естественный окрас глаз объекта.

  • Активизируйте инструмент Brush ( Кисть ), также помеченный на рис. 3.14. Снова используйте маленькую кисть, но на этот раз с размытыми краями.

  • Раскрасьте зрачок выбранным цветом. Если при движениях указателя мыши видимых изменений не появляется (так бывает, например, при редактировании глаз животных), переключитесь в палитре Layers ( Слои ) в режим смешивания слоя Normal (Обычный) и там же уменьшите значение параметра Opacity (Непрозрачность) до 50%.

  • Если вас устраивает полученный результат, объедините слои командой Layer -> Flatten Image (Слой -> Плоское изображение ).

Описанный подход будет работать в любой программе, содержащей инструмент, аналогичный Sponge ( Губка ), и позволяющей работать со слоями. Что делать, если упомянутые орудия отсутствуют? При наличии команды коррекции Hue/Saturation ( Цветовой тон/Насыщенность ) можно выделить красную область глаза и отредактировать ее цвет с помощью данной команды. Также для этого применяется обычная балансировка цвета, присутствующая в любой программе для редактирования изображений.

 
  Ваши письма присылайте на e-mail: sub@photoreporter.ru  
 

«Фотобукварь», электронная книга

1. В интернете появились пиратские версии "Фотобукваря". Это говорит о растущей популярности. Напоминаем, что все расчеты производятся только на имя автора - Андрея Попова.

2. У нас есть несколько переводов, отправленных электронным способом. На них нет обратного адреса. Если вы не получили заказ, поинтересуйтесь его судьбой по адресу shop@photoreporter.ru.

Опубликовано очередное обновление (версия 9.04) компьютерного диска «Фотобукварь». Владельцы такого диска могут воспользоваться указанным на обороте обложки паролем и увидеть все новинки. Новые покупатели всегда получают свежую версию.

Подробнее прочитать об этом можно на сайте «Фоторепортер» в разделе «Фотобукварь» (http://photoreporter.ru/book

Чтобы купить книгу "Как выбрать фотоаппарат и научиться правильно фотографировать" и диск "Фотобукварь" достаточно выслать на e-mail (photobook@photoreporter.ru) пустое письмо, робот автоматически вам ответит, сообщит цены, условия оплаты и доставки. Вы получите экземпляр книги или диска почтой с автографом автора.

Если у Вас нет возможности пользоваться электронной почтой, пишите обычной по адресу: 454014, Челябинск, а/я 2600. Попову А.П.

Приятная новость для челябинцев: "Фотобукварь" теперь продается в Сети фотомагазинов "Спектр". Посмотрите адреса магазинов здесь, и требуйте диск у продавца!

 

 
  Ваши письма присылайте на e-mail: sub@photoreporter.ru  
 
Рассылка 'Фотолюбитель Вопросы-ответы' Архив прошлых рассылок и форма быстрой подписки ЗДЕСЬ.
 
 
design & веб-программирование Андрея Попова © 2002-2005
 
 
 

Комментарии


Записать комментарий

Реклама 2: