ГЛУБИНА РЕЗКОСТИ

Измеряемый в метрах (от и до) диапазон резко изображаемого пространства. Объекты вне этого диапазона будут выглядеть нерезкими. Глубина резкости зависит от установленной диафрагмы: чем больше закрыта диафрагма, тем больше получается глубина резкости и наоборот. Наименьшая глубина резкости - при полностью открытой диафрагме. Глубина резкости зависит и от фокусного расстояния объектива. Короткофокусный объектив дает большую глубину резкости. При съемке с близкого растояния (мактросъемка) глубина резкости уменьшается.

Шкалы объектива фотоаппарата Зенит

Большинство объективов имеют шкалу глубины резкости. На рисунке изображена шкала объектива Helios-44M-4 фотоаппарата Зенит.

В ситуации на рисунке резкость фотоаппарата наведена на какой-то объект на расстоянии 2,5 метра. Выставлена диафрагма 11.

По шкале глубины резкости мы видим, что все предметы, которые окажутся на расстоянии от 1,7 до 4 метров будут на снимке достаточно резкими.

Ниже представлены фотографии сделанные с разной глубиной резкости. Резкость наводилась на кончик авторучки.

Нажми, чтобы увидеть крупно
Снято с диафрагмой 2.8
Нажми, чтобы увидеть крупно
Снято с диафрагмой 16

Еще две фотографии, кликнув на картинке, вы сможете увидеть ее крупно.

Черно-белая фотография снята с закрытой диафрагмой и при этом объекты на снимке достаточно резки на довольно большом расстоянии. Обратите внимание на резкое изображение девушки на переднем плане и на достаточно резкий дорожный знак на заднем плане, без него фотография была бы менее интересна. На этом снимке большая глубина резкости.

Цветок снят с открытой диафрагмой и поэтому все объекты за ним оказались не резкими и практически полностью слились, создав интересный фон. Видно даже, что некоторые части самого цветка тоже не достаточно резкие. Глубина резкости на этом снимке минимальная.

Нажми, чтобы увидель крупно
Эта фотография снята с закрытой диафрагмой (16) и при этом объекты на снимке достаточно резкие на довольно большом расстоянии. Обратите внимание на резкое изображение девушки на переднем плане и на достаточно резкий дорожный знак на заднем плане, без него фотография была бы менее интересна. На этом снимке большая глубина резкости.
Цветок снят с открытой диафрагмой (1.4) и поэтому все объекты за ним оказались не резкими и практически полностью слились, создав интересный фон. Видно даже, что некоторые части самого цветка тоже не достаточно резкие. Глубина резкости на этом снимке минимальная.

 

Комментарии


Ю

Юрий (rz4awb@mail.ru) | 28.09.2005

Супер! Вы знаете, даже до моего домашнего жирафа дошло!!! :-)


С

Сергей | 04.11.2005

Благодарю, полезная статья. Раньше не мог определять глубину резкости по шкале на объективе, тут сразу понял. Огромное спасибо, наглядное пособие. Рекомендую новичкам!!!


Ж

Женя | 08.12.2005

Что значит короткофокусный объектив? Объективы бывают разные и их "короткофокусность" уже не изменить? P.S. нужно было еще написать, что для портретов нужно ставить большую диафрагму, из-за чего бы фон был размытый, а для пейзажей ставить маленькую (от 8), чтобы все объекты пейзажа имели одинаковую резкость. Удачи!


А

Андрей Попов | 09.12.2005

Для Женя: короткофокусный объектив - это широкоугодльный, с коротким фокусом, например 20мм. Длинно фокусный, наоборот, с длинным фокусом, например, 100мм. Бывает еще среднефокусный - около 50мм - это примерно так как видит человеческий глаз.


А

Андрей Попов (papex@papex.ru) | 09.12.2005

По поводу какую диафрагму нужно ставить для каких съемок, это очень размытый вопрос, так как главное, что вы хотите изобразить. Иногда и для портрета нужна диафрагма 32.


А

Андрей | 28.12.2005

Андрею Попову: Андрей, Вы очень талантливый человек! Более того, рассказать ТАК доходчиво тоже нужно уметь. Обязательно куплю Вашу книгу. Спасибо.


t

teraZoid | 08.01.2006

тема не раскрыта! ....как высчитывать диафрагму при разных фокусных растояниях? например если обьектив 150мм сколько надо поставить диафрагму что б всё было резго и от какого расстояния.


А

Андрей Попов | 10.01.2006

Для teraZoid: Фокусное расстоянеи влияиет на глубину резкости, но формулу вывести вам не получится, а если и получится, на практике будет все совсем по другому. Каждый объектив рисует как ему положено. Одинаковые параметры на разных объективах дают разную картинку. Совет: снимайте больше - поймете ваш объектив и будете без формул делать правильно.


t

teraZoid | 15.03.2006

ДЛЯ Андрей Попов с другом нашли формулу и на основе её написали программу для мобилки...хожу считаю помогает....и это немного старо что вы сказала по поводу снимайте - я не собираюсь делать миллион снимков и понять что то ...когда могу сделать меньше снимком и понять что то быстрей обладая информацией


Е

Елен (eleana.r@rambler.ru) | 14.08.2007

Мне повезло что я нашла Ваш сайт-это та информация которую я искала.Спасибо !


А

Алена Б. | 12.01.2008

Андрею------А почему вы даже и не вспомнили о взаимозависимости диафрагмы и выдержки, это очень важно!


А

Андрей Попов | 12.01.2008

Для Алена Б.: Выдержка никак не влияет на глубину резкости.


В

Виктория | 01.12.2008

А как поступать, если объектив не имеет шкал (например Nikon D40). Как мне понять какую ставить диафрагму, чтобы предмет на определенном растоянии был резким, а все остальное размытым???


А

Автор | 01.12.2008

На зумах не может быть таких шкал. Только на фиксах!


В

Виктория | 05.12.2008

А если есть только вот такой зум-объектив, то вопрос остается... как выбирать значение диафрагмы в каждом конкретном случае?


А

Автор | 05.12.2008

Повторюсь: Фокусное расстоянеи влияиет на глубину резкости, но формулу вывести вам не получится, а если и получится, на практике будет все совсем по другому. Каждый объектив рисует как ему положено. Одинаковые параметры на разных объективах дают разную картинку. Совет: снимайте больше - поймете ваш объектив и будете без формул делать правильно.


Е

Екатерина (zoloteka@e-mail.ru) | 23.01.2009

Долго искала сайт, чтобы все было написано доступным языком. Много полезной инфо нашла у Вас. Спасибо!


r

ripalex | 04.06.2009

Для Виктория. 1.Диафрагму открываешь на полную (в режиме М естественно), 2.Отключаешь автофокус. 3.Зум на максимальное приближение. 4.И ножками фокусируешься на объект съемки. Все, задний фон размыт. Не так как пленка конечно, но...


О

Октав | 03.08.2009

Андрей, хорошая статья! Некоторые комментарии повеселили))


б

бред сивой кобылы | 25.11.2010

>но формулу вывести вам не получится, а если и получится, на практике будет все совсем по другому. бредятина. читай матчасть. всё считается, формулы (точные и приближённые) на каждом электронном столбе висят. объектив каждый, действительно, рисует по-своему. но на глубине резкости это никак не отражается. это разные вещи, хоть и растущие из одного и того же места.


б

бред сивой кобылы | 25.11.2010

если нитересно, то одна растёт из апертуры и фокусного расстояния, вторая - из скорректированности аберраций. вся зависимость этих двух явлений в том, что чем больше апертура, тем сложнее скорректировать аберрации. не более того. соответственно у разных линз глубина резкости одинаковая (и тривиально считаемая), а рисунок индивидуален (очень плохо, но считаемый)


А

АП | 28.01.2012

Посчитать можно все что угодно. Вселенная только выглядит хаотичной, на самом деле в природе все закономерно. И любой объектив тоже можно просчитать. Мало того, производитель сначала рассчитывает, а уж потом запускает в производство. Но есть одна загвоздочка - надо знать как это считать!


Р

Радмила Куриянова (mari_frolova90@mail.ru) | 03.09.2018

Отличная статья, благодарю автора. Благодаря ему появилась уйма свободного времени. Теперь читаю книги и играю в онлайн игры https://slotosmoney.com/faraon-kazino-igrat-online в казино фараон. И да, посчитать правда можно все, что угодно, даже вероятность выигрыша в игре, поэтому я пошла считать и зарабатывать)


Записать комментарий

Реклама: Расчеты на проектирование и монтаж холодильных систем узнать на сайте