Мы живём в самом знаменитом городе планеты, о котором никто ничего не знает.
ШОС-БРИКС – самое важное событие для Челябинска со времён метеорита. Что может это дать городу? Парочку новых гостиниц? А вам какое дело до чужого бизнеса? Не вы будете получать прибыль. Да и гостиниц в Челябинске предостаточно. После, новые будут переделаны во что-то иное, или же закроются несколько старых. Даже рабочих мест больше не станет. Офисных зданий у нас и сейчас избыток. Наполовину пустые стоят. Ещё дороги заасфальтируют. Через год развалятся. Что ещё?
Что бы не построили, главное, что может получить Челябинск – имидж, известность, славу. Принято говорить, появится привлекательность города. Тогда потянутся инвесторы, значит будут деньги. Будут деньги, будут рабочие места, будет забота об экологии и так далее по цепочке. Понятно, что чем известнее, удобнее, красивее, знаменитее, богаче, тем выгоднее всем. И простым жителям тоже.
Примеры в России есть. На первом месте Сочи. Можно не объяснять, повезло. Жить там хотят самые обеспеченные люди. А значит, и деньги туда везут.
Казань. Сильная власть и яркая журналистика. Постоянно из Казани приходят различные новости, которые теперь сразу берут все издания, то есть делают город ещё известнее. Там проходят самые громкие спортивные события. Город стал ярким, красивым и удобным. Метро достроили. Никто из Казани не уезжает. Так было не всегда. Они добились этого.
Ещё Краснодар. Вот уж диво! Город не лучше Челябинска. Когда я там был в последний раз, он показался таким же серым и невзрачным, а жители унылыми. Но теперь туда стремятся люди со всей страны.
Хочешь, чтобы о тебе знали – заяви о себе сам!
Заявлять нужно в центре. Больше никак. Так уж сложилось в России. В центральной прессе, на московских телеканалах.
Местечковые публикации для себя любимых, конечно, приятно, но малоэффективно. Ты хоть сколько публикуй на перегруженных рекламой челябинских сайтах, прочтут несколько местных жителей, скучающих на работе. Даже в фейсбуке любое событие «обсосут» гораздо подробнее. А вот если напишут в московской Комсомолке – узнает страна. А если ещё напишут на сайте РБК, тогда такую новость возьмёт и ТАСС. Тогда подхватят и телеканалы. И вот, уже заговорили в масштабах государства.
Заговорить должны не об экологии и прочих несчастьях. Сейчас вся страна знает Челябинск как зону экологического бедствия. Даже президент не удержался, подтвердил. Необходимо, чтобы о Челябинске так же писали приятное и привлекательное. Что, у нас мало интересных событий происходит?
Центральная пресса не возьмёт то, что не заинтересует всю страну или, даже, весь мир. А такие события в Челябинске бывают. Стараются власти, привозят, скажем Кубки мира, или, даже, Чемпионаты мира. Вот, в апреле пройдёт Чемпионат мира по танцам. Красивейшее событие. А что мы дадим в центральную прессу? Пресс-релизы на бумажке? Такого-то числа в рамках Чемпионата состоялась встреча Великого с Простыми. Думаете, это и вправду кому-то интересно?
Или, всё же, приложим сногсшибательные фотографии, сделанные с удивительных ракурсов, и талантливое видео, как не снимал ещё никто. Найдём темы, важные и понятные любому читателю. Вот тогда большие агентства, сначала, поморщив носик, возьмут что-нибудь. На второй раз уже будут присматриваться. Достаточно быстро, они станут ждать от вас материалы.
Сегодня Москва даже не ставит нас в планы. Мы никогда ничего не давали. Мы не приучили их. События были, а материалов нет!
Совсем недавно Борис Гребенщиков попал в больницу, аж в реанимацию. Все сообщили об этом, даже Первый канал. Но никто ни словечком не обмолвился, что попал он в больницу после концерта в Челябинске. Весь зал видел в каком он состоянии играл концерт, и даже уходил со сцены, чтобы прийти в себя.
Челябинская журналистика не подхватила это событие. Нет фотографий из зала. Нет видео из зала. Нет «закулисных» съёмок и записей. Нет интервью с врачом. Даже со зрителями никто не поговорил. Пропустили полностью. Единственный сайт, кто дал коротенькое сообщение, иллюстрировал чужой «лощёной» фотографией, взятой, из московских фотобанков.
А несколько лет назад Константин Кинчев травмировал ногу прямо во время концерта в Челябинске. Вызывали скорую. Потом возили в травмпукт в горбольницу. Там был переполох — узнали. Я лично сделал фотографию, Кинчев с загипсованной ногой на заднем сидении «Волги». Фото до сих пор стоит в рамочке у хозяина автомобиля. Журналисты не заинтересовались.
Кинчев и Гребенщиков своим здоровьем подарили нам такие события! Мы не воспользовались.
Косяками проходят спортивные чемпионаты. Вот в том и дело, что проходят. Мимо. Нет фото. Нет видео. Нет интервью. Нет других интересных материалов, которые возьмёт избалованный ТАСС. Нечего показать.
Один яркий пример. Чемпионат мира по тхэквондо проходил в Челябинске пару лет назад. Роскошный большой пресс-центр, компьютеров много, интернет летает. Даже локеры есть, шкафчики под замком, куда могут складывать оборудование журналисты. Нигде больше в Челябинске не видел. И кормили от пуза. Рай журналиста!
Да вот только работать журналисты не смогли. На ковёр не пускали. К спортсменам доступа нет. Фотопозиции в самом неудачном месте. Снимай с трибуны. На открытии все фото были сделаны из зрительного зала. А кому нужны фотографии, такие же, как только что запостила девочка со смартфоном?
Апофеозом всего стало поселение фан-группы с барабаном и плясками на трибуну для прессы. Конечно, работать стало совсем невозможно, пресса из зала ушла. В центральные издания не было отправлено ничего. Совсем ничего. Ноль. Мир не узнал, о том, какой у нас Чемпионат проходит. А соревнования были, действительно, интересными. Из-за этого в Челябинск уже не приезжают серьёзные издания и большие агентства.
Организацию прессы обустраивают люди близкие к спорту, но далёкие от журналистики. А чего стоит «великая» фраза чиновника областного министерства спорта: «Вы что, сюда ещё и зарабатывать приезжаете?!» Да! Зарабатывать! Именно так. Это – работа, и журналист хочет за неё получать деньги. Иначе, зачем? А деньги будут только, если журналист сможет сделать свою работу хорошо. Дай возможность журналисту заработать, а уж он в долгу не останется!
И главное событие за всю историю Челябинска — Метеорит. Так и должны писать Метеорит с большой буквы. Такого мощного подарка не получил ни один город России, а может, и мира.
Некоторое время назад, я был в Англии по делам. Ездил на завод, что находится, у нас бы это называлось, в сельской глубинке. В последний день, когда закончили все дела, меня повезли в старинный деревенский паб. Под английское пиво разговорились, как живётся и всё такое. И я сказал, что вовсе не из Москвы, а из Челябинска. И тут англичане все хором воскликнули: «Метеор, метеор!» Вообще-то, я думал, что они не знают. В Европе мало знают о жизни в России. Кроме Путина, они ничего не знают. Когда говоришь, что ты с Урала, Урал они не знают. Приходится объяснять, что это то же самое, что и Сибирь. Сибирь они знают, показывая рукой чуть выше головы, мол, столько там снега. На этом познания о России у них заканчиваются. Но Челябинский Метеорит знают все.
Тогда в пабе мои собеседники стали хвастаться перед соседними столиками, и даже сбежались повара из кухни посмотреть на меня потому, что я из Челябинска.
Как мы использовали такой дар богов?
В тот счастливый день я был в Москве, там жил и работал, и горя не знал. По работе пришлось наблюдать, как складывалась картина в московской и мировой прессе.
Утром звонит из Челябинска сын школьник и что-то радостно рассказывает про «громыхнуло». Я ничего не понял и особого внимания не придал. Через час стали появляться сообщения о том, что на Челябинск упал метеорит. И упал он прямо на какой-то завод. Сбивчивые сообщения. Потом в соцсетях появились фотографии развалин цинкового завода, сделанные смартфонами из окна трамвая. Через несколько часов появились кадры с видеорегистраторов.
У меня сразу возникает вопрос. А где в то время были профессиональные фотографы, в том числе челябинские собкоры московских изданий? Где были те, кто считает себя великими и устраивает выставки в музейных апартаментах? Где были два старейших фотоклуба? Где была вся знаменитая челябинская школа фотографии Васильева и Теуша? Где была вся челябинская журналистика?
Московские издания иллюстрировали материалы фотографиями из фейсбука, теми, что сделали случайные прохожие.
Даже метеоритом мы воспользоваться не сумели! Мы не смогли дать миру удивительные фотографии и убедительное видео. Так и гордимся записями с автомобильных регистраторов, которые смачно переложены матюками.
Мы живём в самом знаменитом городе планеты, о котором никто ничего не знает.
А теперь пару слов о том, как надо. Первое, что следует делать на этапе подготовки любого, скажем, спортивного чемпионата, и ШОС-БРИКС тоже – сообщить московским агентствам. Не челябинским сайтам, а московским. Челябинские придут сами, надо только напомнить, чтобы не прозевали, и всё. А вот Москва будет стараться не замечать вас. Придётся искать там своих людей, и через них пытаться вписать в календарь наше событие. Свои люди в Москве есть. Почти везде. И помочь готовы.
Большие издания могут взять ваш материал, если он будет краткий, интересный и полностью укомплектован. Попросту, надо сделать ту работу, которую делают журналисты этого издания. Дать им готовое. Но очень важно, очень-очень, чтобы материалы были «московского» качества. Я студентам часто привожу примеры, как снимают фигурное катание челябинские фотографы, и как фотографы мировых агентств. Это глобальная разница. Челябинские фото никто не возьмёт. Нам надо стремиться снимать «на уровне». Учиться, покупать технику. А ещё важно, не лениться. А уж лень, раньше наших журналистов родилась.
Следует понять, что современная журналистика имеет строгую иерархию материалов. На первом месте фотография, одна единственная фотография. Не две, не пачка, а только одна, но мирового уровня. На втором месте – короткое видео, очень короткое, по типу инстаграма. Краткий текст в одно предложение – на третьем. Над ним надо упорно и кропотливо думать и работать. Только после этого – большие статьи, долгие видео, фотогалереи, интервью, очерки. Так люди воспринимают, так уж человек устроен.
Фотографии предложить всем фотобанкам. На сайте чемпионата должен быть раздел, откуда любой может скачать фотографии для своего сайта или даже для своего инстаграма. Бесплатно. А работу фотографов оплатить из бюджета чемпионата.
Фотопозиции заранее согласовать с фотографами. Договориться об установке техники на кетволках, под потолком, в других уникальных местах. Современные технологии позволяют делать фотографии на расстоянии, с удалённым управлением. Существует много других интересных технологий.
Обязательно доступ в кисс-зону. Это там, где спортсмен сразу после выступления ожидает результатов и принимает поздравления, или плачет. Да, придётся повоевать за это с телеканалом, но это очень важно. А договориться, как не мешать телетрансляции – можно.
Опять же, телетрансляцию увидят только в Челябинске. Фото попадёт во всемирные фотобанки.
Все материалы должные выкладываться в сеть незамедлительно. Не через неделю, и не завтра, и даже не через час. Сразу, в течении считанных минут. А в ответственные моменты соревнований, счёт идёт на секунды.
Сайт чемпионата должен быть понятным, быстрым, с логичной структурой. И не важна красота сайта, не плохо бы, но не главное. Важнее удобство, понятность и полноценность материалов. Главное – он должен обновляться как можно чаще. Все свежие фото, результаты, интервью, трансляции, чем больше, тем лучше.
Сайт надо делать заранее, чтобы поисковики успели его проиндексировать, чтобы ссылки на него уже распространились по соцсетям, а люди успели сделать закладки в своих компьютерах. По окончании чемпионата сайт должен продолжать работать много-много лет.
То, что я перечислил, это лишь малая толика той большой работы, которая необходима для создания привлекательности города в прессе. Главное, каждый должен делать свою работу честно и усердно.